Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

Значение листа в жизни растений. Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

660-01. Специализированным органом воздушного питания растения являетсяА) зелёный листБ) корнеплодВ) цветок

Г) плод

Ответ

660-02. Какую роль играют корни в жизни растения?А) образуют органические вещества из неорганическихБ) охлаждают растенияВ) запасают органические вещества

Г) поглощают углекислый газ и выделяют кислород

Ответ

660-03. Главной функцией корня являетсяА) запасание питательных веществБ) почвенное питание растенийВ) поглощение органических веществ из почвы

Г) окисление органических веществ

Ответ

660-04. Какова важнейшая роль листа в жизни растения?А) обеспечивает испарение водыБ) выполняет опорную функциюВ) используется как защитный орган

Г) поглощает воду и минеральные соли

Ответ

660-05. При каком условии вода может подниматься в растении вверх?А) при отсутствии испарения водыБ) при постоянном испарении водыВ) только в дневное время

Г) только при закрытых устьицах

Ответ

660-06. Основная роль листьев в жизни растений –А) дыханиеБ) запасающаяВ) фотосинтезирующая

Г) вегетативное размножение

Ответ

660-07. Испарение воды листьями способствуетА) передвижению минеральных солей в растенииБ) снабжению листьев органическими веществамиВ) усвоению углекислого газа хлоропластами

Г) повышению скорости образования органических веществ

Ответ

660-08. Главной функцией стебля являетсяА) воздушное питание растенийБ) запасание воды и питательных веществВ) проведение воды и питательных веществ

Г) испарение воды

Ответ

660-09. Что из перечисленного ниже является приспособлением к засушливым условиям жизни?А) широкие листьяБ) множество устьицВ) мясистые стебли

Г) стелющиеся стебли

Ответ

660-10. Грибы, образующие микоризу, получают от корней растенийА) водуБ) антибиотикиВ) минеральные соли

Г) органические вещества

Ответ

660-11. Роль стебля в жизни растения состоит вА) укреплении растения в почвеБ) образовании органических веществВ) передвижении веществ по растению

Г) поглощении воды и минеральных солей

Тема: «Значение листа в жизни растения»

Цели и задачи: сформировать понятия о функциях листа; объяснить роль листопада в жизни растений; охарактеризовать разнообразие и видоизменения листьев; закрепить знания о строении растения; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, таблицы: «Разнообразие внутреннего строения листьев», «Внутреннее строение листа», «Простые и сложные листья», «Видоизменения листьев», видеоролики к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

2.Опрос домашнего задания (по вопросам §10-17)

3.Мотивация.

  • В результате какого процесса растения выделяют в окружающую среду углекислый газ? (ответы учащихся).
  • По какой растительной примете мы определяем, что пришла осень? (ответы учащихся) – просмотр видеоролика со стихотворением И.Бунина «Листопад»
  • Какова роль устьиц в листе? (ответы учащихся) – просмотр видеофрагмента об испарении листьев.

4.Изучение новой темы:

  • Функция листа в жизни растения.
  • Процесс газообмена в листьях.
  • Испарение воды листьями.
  • Листопад и его значение.
  • Запасание питательных веществ и воды.
  • Видоизменения листьев.

5.Закрепление. Обобщающая беседа по материалу §18 учебника. Запись основных понятий темы.

Лист – это важный орган растения, выполняющий в нем такие функции, как фотосинтез, испарение, газообмен, листопад. Фотосинтез – это процесс образования органических веществ с использованием солнечного света, углекислого газа и воды.

Испарение – это процесс, в результате которого вода с растворенными минеральными веществами поступает от корней, а внутри листа продвигается по клеткам и межклетникам к устьицам, через которые уходит в окружающую среду в виде пара.

Листопад – это эволюционное приспособление, в результате которого растение избавляется от накопившихся продуктов жизнедеятельности. В процессе газообмена кислород используется растением для дыхания, а углекислый газ – для процесса фотосинтеза.

Видоизменение – это изменение в облике листа, вызванное выполнением новых функций. Различают следующие видоизменения: листовые усики, мясистые и чешуевидные листья, листовые колючки и иглы, ловчие листья насекомоядных растений, почечные чешуи, покрывающие почки и мясистые листья луковиц.

С помощью усиков стелющиеся побеги растений, цепляясь за опору, поднимаются выше, к свету. Мясистые и чешуевидные листья служат вместилищем запасных питательных веществ и воды. Колючки и иглы защищают побеги от травоядных животных. Почечные чешуи и зачаточные листья луковиц защищают зачаточные побеги от неблагоприятных условий окружающей среды.

Хищные растения с помощью листьев ловят насекомых, из тел которых получают необходимые растению органические вещества.

Какое значение в жизни растений имеют листья, Вы узнаете из этой статьи.

Какое значение в жизни растений имеют листья?

Лист являет собой наружный орган растения, который выполняет много важных функций. И значение листьев в жизни растений выражается как раз через эти самые важные функции:

  • Образование органических веществ.

Большая и плоская листовая пластина прекрасно улавливает свет солнца. И в клетках основной ткани листа содержится большое количество хлоропластов, которые отвечают за процесс фотосинтеза – образования органических веществ, питающих само растение.

  • Регулированное испарение.

Листья помогают растению испарять лишнюю воду и влагу. В листья вода поступает от корней по проводящей системе. Внутри него вода перемещается по стенкам клеток к устьицам и межклетникам. Там она испаряется. Данный процесс обеспечивает прочную связь листьев и корней, способствует эффективному потоку минеральных веществ.

Растение может само регулировать интенсивность испарения – открывать или закрывать устьица. Когда нужно избежать чрезмерной потери воды, то они закрываются. Такое бывает, когда сухой воздух, яркий свет, высокая температура и мало воды. Некоторые растения открывают свои устьица только ночью или вечером.

Но большинство испаряют лишнюю воду днем.

Листья обеспечивают газообмен между растением и воздухом. Углекислый газ и кислород поступают через устьица. Первый элемент нужен для синтеза органических веществ, а кислород для дыхания. Также растение выделяет кислород и углекислый газ в атмосферу.

Вы наверняка не раз наблюдали за таким явлением как листопад. Осенью, когда из листьев уходят питательные вещества, разрушается хлорофилл – они стают красными и желтыми. В их тканях начинают накапливаться ненужные вещества для растения.

Листья старятся и опадают. Этот процесс очень важен для жизнедеятельности растения. Таким образом, удаляются вредные вещества, сокращаются поверхности надземных органов в период холодов.

Это помогает растениям пережить зиму, чтобы весной вновь, набравшись сил, цвести и зеленеть.

Который выполняет такие важные функции, как фотосинтез, дыхание, транспирацию (испарение) и гуттацию (выделение воды в виде капель). Возможно вегетативное размножение растений посредством листьев.

Кроме вышеперечисленных функций, листья некоторых растений способны запасать воду и органические вещества.

А видоизмененные листья отдельных видов растений (усики, колючки, ловчие аппараты насекомых) выполняют еще ряд важных функций, благодаря чему растение приспосабливается к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Основные физиологические процессы, протекающие в зеленой мякоти листа (мезофилле) – это фотосинтез и дыхание.

Суть фотосинтеза заключается в том, что происходит усвоение углекислого газа и воды растениями из внешней среды и преобразование их в органические вещества под воздействием фотосинтетического пигмента (хлорофилла) с помощью поглощенной энергии света.

Растения, точнее их листья, можно представить как фабрику, которая с помощью энергии Солнца производит большую часть органических веществ на нашей планете. Воду для осуществления фотосинтеза растения получают из грунта, а углекислый газ – из воздуха. Углерод углекислого газа – это основа для образования молекул органических веществ.

Во время фотосинтеза растения, разлагая воду, выделяют из нее кислород. Таким образом, атмосфера Земли обогащается кислородом, благодаря жизнедеятельности растений . Интенсивность протекания процесса фотосинтеза в листьях растений зависит от температуры окружающей среды, освещенности, концентрации углекислого газа, поступления воды к листьям растения.

Кроме фотосинтеза, в клетках листьев происходит дыхание – процесс, обратный фотосинтезу. При дыхании органические вещества окисляются с освобождением связанной в них энергии, которая необходима растениям для обеспечения их жизнедеятельности.

Процесс дыхания обусловлен всасыванием кислорода и выделением в атмосферу углекислого газа. Но интенсивность фотосинтеза в листьях превышает интенсивность дыхания, поэтому значительно большее количестве кислорода выделяется в атмосферу, чем поглощается при дыхании.

В процессе дыхания также синтезируются соединения, которые используются для образования углеводов, белков и других веществ, имеющих для растения большое значение. Скорость протекания процессов дыхания зависит от влияния определенных факторов внешней среды, к примеру, температуры, содержания углекислого газа в воздухе.

Наиболее активно дыхание происходит в растущих участках растения. Это легко объяснить тем, что молодым клеткам требуется много энергии для роста.

В листьях растений осуществляется испарение воды (транспирация) и выделение воды в виде капель (гуттация). Вода – это основная внутриклеточная среда, где происходят все жизненные процессы растения. Из всего количества воды, которое проходит через тело растения, только 0,2% им усваивается.

Остальная часть воды также имеет важное значение для жизнедеятельности растения. Выведение водяного пара через устьица и чечевички называется испарением воды или транспирацией. В случае если корневая система поглощает больше воды, чем листья могут вывести ее путем испарения, наблюдается выведение капель жидкой воды через листья. Этот процесс называется гуттацией.

Вода испаряется через все участки тела растения, но интенсивнее – через листья. Скорость испарения регулируется устьицами. Благодаря транспирации, создается непрерывное движение воды, что облегчает передвижение растворенных в воде минеральных солей внутри растения. Также испарение понижает температуру листьев, что спасает растение от перегревания.

На интенсивность транспирации и гуттации влияют влажность, наличие ветра и температура воздуха.

Посредством листьев возможно осуществление вегетативного размножения растения, позволяющее сохранить у потомства биологические свойства и признаки материнского растения, к примеру, пирамидальность, окраску цветка, разрезолистность, т.д. Многие комнатные растения выращивают из частей листа.

Это обычный способ размножения глоксинии, сенполии, некоторых видов бегонии, мелколистной пеперомии. Листья этих растений очень короткие, и формируется розетка из них. Стебли этих растений нарезать не представляется возможным, а листовыми черенками их легко размножить. Чистые сорта растений, обладающие ценными качествами (запах, махровость, цвет, т.п.

), можно сохранить исключительно при вегетативном размножении листьями.

Листья некоторых растений видоизменены, благодаря чему выполняют некоторые другие функции, не характерные для типичных листьев покрытосеменных растений. Так, листья, трансформированные в колючки, уменьшают испарение воды и выполняют защитную функцию.

Листья, превратившиеся в усики, обеспечивают растениям (гороху, чине) усиление опорной функции стебля. У алоэ сочные крупные листья превратились в депо воды и питательных веществ.

Можно привести еще много примеров выполнения листьями различных фунций, помимо основных, о которых было рассказано выше.

1.Осуществляет связь между органами растения;2. Образует органические вещества из неорганических;3.Защищают растения от охлаждения;4.Участвуют в половом размножении;

5.Запасают энергию в органических веществах.

Кровь выполняет следующие функции:(запишите 3 верных ответа)1.транспортную;2.выделительную;3.регуляторную;4.защитную;5.энергетическую;

6.строительную;

3. Установите соответствие между процессом и его характеристикой. ХАРАКТЕРИСТИКА.А.)происходит во всех живых клеткахБ.)происходит в хлоропластахВ.)поглощается кислородГ)поглощается углекислый газД)синтезируется органические веществаЕ.)расходуются органические вещества ПРОЦЕСС.1.фотосинтез

2.дыхание

4.Установите соответствия между представителями животных и способом добывания пищи.ХАРАКТЕРИСТИКА.А)ЁЖ обыкновенныйБ)Бурый медведьВ)Олень пятнистыйГ)Капустница обыкновеннаяД)Паук крестовик

Е)Окунь речной

Тип.1.Всеядные2.плотоядные

3.Растительноядные

5.Определите последовательность листопада у растений.1.изменение окраски листьев2.накопление продуктов обмена веществ3.опадение листьев

4.формирование отделительного слоя

Кто первый ответить тому лучший ответ поставлю

Loading…

Источник: https://chrome-effect.ru/rasteniya/znachenie-lista-v-zhizni-rastenii-znachenie-listev-cvetov-semyan/

Краткие сведения о морфологии цветковых растений

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

Растения имеют вегетативные и генеративные органы. Вегетативные органы — лист, стебель и корень — обеспечивают поддержание жизни растения, а генеративные служат для полового (семенного) размножения.

Вегетативные органы. Корень — орган закрепления растения в грунте и орган питания. Главный, или стержневой, корень в большинстве случаев растет в направлении побега. От него идут боковые корни первого порядка, которые в свою очередь развиваются в корни второго порядка.

У многих растений в начале их развития главный корень отмирает и заменяется придаточными, возникающими на корневищах и стеблях. На концах молодых корней развивается корневой чехлик. Корни растения, разрастаясь, образуют корневую систе­му — стержневую или мочковатую.

Если главный корень сильно развит и превосхо­дит остальные по длине и толщине, кор­невая система называется стержневой. В мочковатой системе главный корень или совсем не развит, или развит слабо и не выделяется в остальной массе корней.

Обычно корень имеет цилиндрическую или нитевидную форму.

Корневая система обладает способно­стью поглощать из грунта необходимые для роста растения минеральные и орга­нические вещества, которые всасываются корнями только в виде растворов очень низкой концентрации.

Располагаются кор­ни в грунте по-разному: у одних расте­ний — в верхних слоях, у других — в более глубоких, у третьих — равно­мерно. Нормальная жизнедеятельность корней сопровождается постоянным дыха­нием, свойственным всем живым организмам. Когда растение дышит, оно погло­щает кислород и выделяет углекислый газ.

Кислород, растворенный в воде, поступает в корневую систему через грунт, следовательно, грунт должен быть достаточно рыхлым.

Любителя-аквариумиста интересует в основном растение как декоративный элемент. Но следует заметить, что красота растения зависит от состояния его корней. Здоровые корни при наличии побега или почек в состоянии восстановить жизнь растения, если оно по той или иной причине зачахло.

Корень растет кончиком — самой молодой своей частью: здесь клетки делятся очень быстро. Корни обычно белого цвета, но в зависимости от состава грунта их окраска может меняться от светло-желтой до темно-коричневой.

У многих водных растений корневая система развита очень слабо или совсем отсутствует.

Лист состоит из листовой пластинки, черешка и влагалища. У многих растений может отсутствовать одна из этих частей, чаще всего черешок или влагалище, реже пластинка.

По способу прикреп­ления к стеблю листья подразделяются на сидячие (не имеющие черешка), черешковые (на более или менее развитом черешке) и влагалищные (с хорошо развитым влагалищем, охватывающим часть стебля).

Листья, расположен­ные на стебле один против другого, называются супротивными; расположен­ные кольцами на участках стебля — мутовчатыми; сидящие поодиночке — очередными или спиральными (рис. 7). Листья могут быть простые — с одной пластинкой, сидячие или на черешке, и сложные — с несколькими пластинками на одном черешке.

Отдельные части слож­ного листа называются листочками. Сложные листья делятся на пальчато-перистосложные. В первом случае пластинки прикреплены к концу черешка и расходятся веерообразно (пальчато), во втором они расположены по сторо­нам черешка. Пальчатосложный лист из трех листочков получил название трой­чатого. Перистосложные листья делятся на парноперистые и непарнопери­стые.

Расположение листьев на стебле

Листовые пластинки как простых, так и сложных листьев весьма разнообразны по форме: игольчатые — очень узкие (ши­рина листа равна его толщине); линей­ные — узкие с параллельными краями (длина их почти в 10 раз превышает ширину), ланцетовидные (длина превы­шает ширину в 4 раза и более); эллип­тические (длина превышает ширину не более чем в 3—4 раза); овальные (длина превышает ширину не более чем в 2 раза); яйцевидно-овальные — с более узкой, чем у овальных, вершиной пластин и расширенным основанием; обратно-яйцевидные — с расширенной вершиной и суженным основанием; округлые; ром­бические — в виде ромба; треуголь­ные; щитовидно-круглые — с черешком, прикрепленным к центру пластинки. Если у основания пластинки листа имеется вырез и основание его двулопастное, лист называют сердцевидным; лист с округлыми лопастями — почковид­ный; с заостренными — стреловидный, а с оттянутыми в стороны — копье­видный. Форма основания пластинки может быть округлой, клиновидной, острой. У листовой пластинки любые из перечисленных форм края могут быть ровными, волнистыми и зубчатыми.

Поверхность листовой пластинки у одних видов растений гладкая, у других покрыта волосками. Листья растений, про­израстающих в умеренном климате, чаще бывают зеленой окраски различ­ных оттенков, что обусловлено или наличием пигмента, или покровом из волосков.

Листья субтропических и тро­пических растений могут иметь окраску от бледно-розовой до пурпурно-красной, от светло-коричневой до темно-корич­невой, бывают они и синими. На ли­стьях могут быть поперечные и продоль­ные штрихи и пятна.

Поверхность пла­стинки бывает блестящей, лоснящейся или тусклой, матовой. У одних растений листовые пластинки очень тонкие, про­зрачные, у других плотные, мясистые, ко­жистые. Сеть жилок, проходящая по всей пластинке, имеет важное значение при определении растения.

Различают листья с параллельным и сетчато-нервным жилкованием, которые подразделяются на перисто-нервные (с ответвлениями в обе стороны от заметной, сильно выдающейся средней жилки) и пальчато-нервные — с 3, 5, 7 и более жилками, расходящимися веерообразно (рис. 8).

У основания черешка многих растений развиваются парные листовидные или чешуевидные образования — прилистни­ки. Иногда они срастаются вместе, иногда бывают не сросшиеся; форма их разнообразна.

Жилкование листьев

Назначение листьев у всех растений одно — они являются своеобразной химической лабораторией, в которой обра­зуются сложные органические вещества, необходимые для роста и развития растений. Листовая поверхность погло­щает из воздуха углекислый газ и рас­щепляет его на кислород и углерод. Корни всасывают из грунта растворы минеральных солей.

Под влиянием солнечных лучей в листьях из углерода и воды образуются углеводы (крахмал, сахар). Этот сложный процесс назы­вается фотосинтезом и происходит только на свету. По особым сосудам питательные вещества попадают из листьев в стебли, корни и в другие органы растения. В свою очередь корневая система подает к листьям минеральные соли.

На образо­вание питательных веществ листья расходуют незначительную часть (деся­тые доли процента) всей проходящей через растение воды, а остальную часть воды они выделяют через устьица, которыми покрыта кожица листьев. Через них же листья выделяют и кислород.

У водных растений выделение листьями кислорода можно наблюдать при попада­нии в аквариум прямых солнечных лучей и при частичной замене воды: кислород выделяется в виде мелких видимых глазом пузырьков, идущих от листьев к поверхности воды.

Ученые установили, что растения имеют зеленый цвет благодаря хлоро­филлу — веществу, находящемуся в их клетках. Процесс фотосинтеза без нали­чия хлорофилла невозможен. Если с листа любого растения снять верхнюю кожицу, можно увидеть зеленые слои хлорофиллоносной ткани. Здесь у расте­ний происходит образование органиче­ских веществ.

Отличие дыхания расте­ний от их питания на свету состоит в том, что растения дышат непрерывно и днем и ночью, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Питание же растений происходит только на свету. При этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, в растении образуется крах­мал, количество органических веществ увеличивается, образуются новые клетки.

Таким образом оно растет.

Стебель является опорой для листьев и одновременно служит проводником питательных веществ от корня к листьям. Стебель имеет и другое важное значение в жизни растения: он выносит листья и цветки к свету.

По направлению роста стебли могут быть прямостоячими, сте­лющимися и восходящими, а по очертанию на поперечном разрезе — округлыми (гладкими или ребристыми), двух-, трех и четырехгранными (грани хорошо замет­ны на ощупь) или сплюснутыми.

По­верхность стебля бывает гладкой, голой или с волосками, шипиками, колючками, покрывающими всю поверхность стебля или только ребра. У одних растений стебель заполнен тканью, у других полый.

На стебле располагаются почки, листья, цветки, плоды. Ростовая почка несет зачаток нового побега, цветоч­ная — зачаток цветка. У некоторых растений ростовые почки размещены по всему стеблю, но их не всегда можно заметить. Цвет стеблей может быть от светло- до оливково-зеленого и от корич­невого до пурпурно-красного.

Видоизменения стебля — клубни и кор­невища — отличаются от корней наличием побегов и листовых следов. У многих растений в нижней части стебля и в корне­вище развиваются полости, или воздухоносные камеры. Корневище растет за счет обновления листьев. Листья на нем недоразвиты и имеют вид малень­ких чешуек. Корневище содержит боль­шое количество питательных веществ и способно к размножению.

Генеративные органы. Цветок — укоро­ченный, с ограниченным ростом побег, все части которого видоизменены в соответствии с функциями перекрестного опыления или самоопыления и плодоно­шения.

В цветке различают вспомога­тельные части — покровы цветка и нектарник, а также части, связанные с половым размножением,— тычинки и пе­стик (или пестики).

Стеблевая часть цветка называется цветоножкой, а верх­няя, расширенная — цветоложем, которое является местом прикрепления остальных частей цветка. На цветоножке у не­которых растений развиваются мелкие листочки — прицветники (рис. 9).

Цветки водных растений

Полный цветок имеет чашечку и вен­чик. Чашечка, как правило, зеленая, состоит из свободных или частично сросшихся чашелистиков. Венчик обычно яркоокрашенный, состоит из свободных или сросшихся лепестков. Иногда венчик совсем не окрашен или окрашен не­ярко (например, у ветроопыляемых растений). Тычинки и пестик (или пестики) образованы одним или несколь­кими плодолистиками.

Чашечка и венчик составляют вместе околоцветник, или покровы цветка. От строения и разнообразия его частей зависит и внешний вид цветка. Около­цветник с чашечкой и венчиком, окра­шенными в разный цвет, называют двойным, а одинаково окрашенными — простым.

В зависимости от того, срастаются или нет между собой чашелистики, чашечка бывает сростнолистной или раздельнолистной. Нижняя, сросшаяся часть чаше­листиков образует трубочку чашечки. Венчик бывает свободнолепестный или сростнолепестный.

Тычинки — мужские половые органы цветка — состоят из тычиночной нити и пыльников, в которых образуется пыльца. При созревании пыльники раскрыва­ются и пыльца из них высыпается.

Пестик — женский половой орган цветка. Важнейшая его часть — завязь с семяпочками. По положению на цветоло­же различают верхнюю, среднюю (полу­нижнюю) и нижнюю завязи. Завязь на­зывается верхней, если она свободно сидит на выпуклом, плоском или вогнутом цветоложе выше основания околоцветни­ка.

Средняя завязь до половины сраста­ется с цветоложем, а верхняя поло­вина ее остается свободной. Нижняя завязь образуется при полном срастании завязи с цветоложем ниже основания околоцветника. Завязь может быть одно-, двух- и многогнездной.

Одногнездная не разделена на камеры, а двух-, трех-, многогнездная разделена перегородками; в завязи (или отдельном гнезде) нахо­дятся одна, две или много семяпочек, из которых впоследствии развиваются семена.

Верхняя часть пестика вытянута в столбик, короткий или очень длинный. Самая верхняя часть столбика обычно расширена и называется рыльцем. Столбиков может быть один, два или несколько.

Бывают растения, у которых столбиков нет, а рыльца сидят непосред­ственно на завязи. Такие рыльца называют сидячими.

Кроме того, рыльце может быть цельным, двураздельным или много­раздельным; величина рылец разнооб­разна.

Нектарники — железистые образо­вания, помещающиеся обычно в глубине цветка. Они выделяют сахаристый сок — нектар, из-за которого насекомые и посещают цветки. По внешнему виду нектарники представляют собой неболь­шие возвышения. У некоторых расте­ний нектар скопляется в особом выросте, называемом шпорцем.

Цветки бывают обоеполые, когда они имеют тычинки и пестики, и однополые, если они имеют или только тычинки, или только пестики.

Различают цветки правильные, или актиноморфные (если через них можно провести несколько плоскостей симмет­рии), и неправильные, или зигоморфные (если через них можно провести только одну плоскость симметрии). Неправиль­ные цветки бывают двугубые, язычко­вые.

Встречаются и асимметричные цветки, через которые нельзя провести ни одной плоскости. Другими словами, околоцветник, а также весь цветок называют правильным, если все его части более или менее одинаковы по величине и форме, и неправильным, если лепестки или чашелистики неоди­наковы.

Размеры цветков водных ра­стений различны, от 1 мм до 30 см в диа­метре. Самые крупные цветки обычно бывают одиночные. Цветки могут быть собраны и в соцветия. Формы соцветий разнообразны: простой и сложный колос, простой и сложный зонтик, кисть, корзин­ка и др. (рис. 10).

Распространенные типы соцветий

Опыление растений. Растения, у которых пыльца из пыльника попадает на рыльце одного и того же цветка, называют самоопыляющимися, а процесс этот — самоопылением.

Если пыльца с одного цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения, такое опыление называется перекрестным.

В природе существуют однополые водные растения, у которых цветки имеют только пестичное или тычиночное строение, например телорез алоэвидный.

Плод, развиваясь из завязи, может содержать одно или несколько семян. Различают плоды сочные, у которых весь околоплодник или часть его мясистая, и сухие — с деревянистым, кожистым и другими околоплодниками (рис. 11). Последние подразделяют на односемянные и многосемянные.

К одно­семянным относятся орех с плотной се­менной оболочкой, семянка с кожистой семенной оболочкой, зерновка с тонкой кожистой оболочкой, срастающейся с околоплодником.

К многосемянным отно­сится коробочка, образованная сраста­нием нескольких плодолистиков и вскры­вающаяся по створкам. Коробочки очень разнообразны. Некоторые имеют внутреннюю продольную перегородку и называются стручком, если длина плода превышает ширину его в 4 раза и более.

Во многих случаях встречаются ложные плоды, в образовании которых, кроме плодолистиков, принимают участие и дру­гие части цветка.

Плоды некоторых растений

Источник: https://collectedpapers.com.ua/ru/aquarium_plants_directory/korotki-vidomosti-pro-morfologiyu-kvitkovix-roslin

Строение цветковых растений

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Темаурока: Строение цветковых растений

Задачи:

1. Образовательная:

    • познакомить учащихся с органами цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя, побег;
    • выяснить их роль в жизни растения;
    • познакомить учащихся со способами размножения и использованием этих способов для размножения культурных растений;

2. Развивающая:

  • продолжить развивать умения и навыки в самостоятельной работе с книгой, с натуральными объектами, с дополнительной литературой;
  • совершенствовать умения и навыки в составлении схем, таблиц.

3. Воспитательная:

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, научить их ценить прекрасное.

Оборудование:

  1. гербарные образцы растений со всеми органами;

  2. книга для чтений по ботанике для учащихся 5-6 классов (составитель Д.И. Трайтак).

ФОУД:урок изучения нового материала.

Девизурока:настоящийученик учится открывать неизвестное спомощью известного.(Гетте)

Ходурока:

  1. Организация класса. (Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих; постановка цели урока)

  2. Актуализация знаний.

Беседа

Вопрос:

1. Какую тему мы с вами изучалина прошлом уроке?

Ответ:разнообразие растительного мира.

2. Какие основные вопросы изучилипо этой теме?

Ответ:

а) какие растения называютсяодноклеточными, многоклеточными?

б) какие растения относятся кнецветковым, а какие к цветковым?

в) какие растения называютдикорастущими, культурными?

Так как прозвучали вопросы, тона них необходимо дать ответы. (Ответыучащихся у доски по §37 «Разнообразиерастительного мира», используяпрезентацию, слайды 2, 3, 4, 5, 6)

Введение в новую тему урока:

Вопрос:каких растений в природе больше:нецветковых или цветковых?

Ответ:в природе больше цветковых растений.

лист

стебель

цветок

плод

цветковое растение

места обитания

значение

строение

размножение

вегетативное

семенное

корень

семена

Схема I

Темасегодняшнего урока:Строениецветковых растений.

Планизучения.

1. Из чего состоят организмы?

Ответ:из клеток.

2. Как называют группу сходныхпо строению, объединенных выполнениемобщей работы (функции), клеток имежклеточное вещество, связывающееклетки?

Ответ:ткани.

3. Что образуют ткани?

Ответ:органы.

4. Какие органы растения вамизвестны?

Ответ:корень, стебель, лист, цветок, плод,семена.

Так как вам известно, какимиорганами образовано цветковое растение,то распознайте их в ходе выполнениялабораторной работы № 6.

Для выполнения лабораторнойработы вам потребуется:

  1. объект исследования – гербарий цветкового растения;

  2. инструкция по выполнению работы – стр. 160 учебника;

  3. источник информации – учебник, § 38;

  4. журнал наблюдений – тетрадь на печатной основе стр.76 л.р. № 6 (заполнение таблицы).

Отчет о проделаннойработе

Органы цветкового растения

(ответы на 1-4 зад. Лаб. работы(слайд 9))

Органы цветкового растенияЕго описаниеРабота, которую он выполняет
корень1. подземная часть растения;2. толстые или тонкие;3. глубоко уходят в почву или в верхних слоях.1. укрепляет растение в почве;2. прочно удерживает его;3. поглощает из почвы воду и минеральные соли.
стебельдеревья – ствол,травы – тонкий, мягкий, зеленый.1. поднимает над землей и выносит к свету листья;2. двигается вода с минеральными солями к листьям, цветкам.
листсодержит хлорофилл1. образуются органические вещества.2. выделяют O2
цветокПо строению и по форме разнообразны.Орган семенного размножения.

Строение цветка (ученик у доски,используя презентацию (слайд8).

Вывод:цветковое растение состоит из следующихорганов: корень, стебель, лист, цветок,плод, семена.

IV.Закрепление.

1) а) А теперьнемного помечтаем. И так мы не простоученики, мы сотрудники научно-исследовательскогоинститута, которые изучают цветковоерастение. Наш научно-исследовательскийинститут имеет следующие лаборатории:1. корня.

2. стебля.

3. листа.

4. цветка.

5. плодаи семени.

Руководством института лабораториямдано задание, чтобы его выполнитьнеобходимо познакомиться с информацией,помещенной в этой книге (книга для чтенияпо ботанике).

Задания лабораториям.

1) лабораториякорня.

Как располагаются корни урастений, живущих в лесах, в горах, впесчаной пустыне (стр. 17-18) (слайд10)

У растений, живущих в различных местах,корни располагаются по-разному. Этопомогает растению добывать необходимоеколичество влаги и растворенные в нейминеральные вещества.

У большинства лесных великанов корниидут в глубину. А у горных растений онипроникают во все толщины скал, во всеодели на камнях. Проникнув туда иразрастаясь, корни по­степеннорасширяют трещины, разрушают скалы.

А как укрепиться растению в песчанойпустыне? Вместо земли там сыпучий песок.Течет этот песок между пальцами, каквода, и носится по пустыне, подгоняемыйветром. Сегодняегожелтые сухие волны здесь, а завтрапередвинулись в другое место.

В пустыне Каракумы у растения аристидыкорни разраста­ются в разные стороныпочти на 10 м, они во много раз превышаютнебольшую надземную часть растения.

Корни не только длинные, но и покрытыкак бы толстым и эластичным чехлом,который защищает их от жары и засухи.Если ветры выдувают песок, то оголенныекорни не гибнут.

Если песок надвигаетсяи засыпает растение до самой верхушки,то на его стебле образуются новые,придаточные корни, а старые отмирают.

2) лабораториястебля.

Как можно использовать естественныелесные веревки (стебли) в хозяйственныхцелях (например, стебли лиан)? (стр. 52)(слайд 11)

Различная длина, толщина, крепость игибкость лиан дают туземцам возможностьупотреблять их различным образом. Почтивсе веревочные изделия плетутся излиан. Некоторые лианы долго не гниют вводе, и поэтому нередко их употребляютна канаты, бечевки для прикреплениярыболовных мережек и дере­вянныхякорей, употребляемых на Востоке.

Обшивкалодок и даже больших парусных судовчасто скрепляется исключительно такимиканатами. При постройке более или менеесносных домов употребляются гладкие,ровные сорта лиан, которыми можно прочно,изящно и симметрично связывать балкии стропила. Такой именно способ обычену туземцев амазонских лесов. Для плетенияособо прочных корзин также употребляютсяразличные лианы.

Вообще почти везде,где необходимы веревки или цепи, жителитропических стран прибегают к помощиодной из бесчис­ленных естественныхлесных веревок, пользоваться которымидля различных целей научил их долгийопыт.

Одни лианы нежны и гладки, другиечрезвычайно гибки, так что их можносвязывать в узлы и петли; некоторыеособенно хорошо сопротивляются гниениюв морской воде, иные – в пресной.Существуют лианы, не боящиеся огня идыма. Иногда они пропитаны горечью,иногда по какой-нибудь другой причинеих не трогают вредные насекомые.

Населениеэкваториальных лесов нередко используетлианы для постройки мостов через бурныереки. Иногда для этой цели приспосабливаютрастущие лианы, которые образуют прочные«зеленые мосты», построенные умелымируками местных жителей без единогогвоздя.

3) лабораториялиста.

Отчего листья желтеют?

Осенью, по мере затухания деятельностилиста в связи с образованием в егочерешке отделяющего слоя, в немзамедляет­ся и в конце концов совсемпрекращается образование хлорофил­ла.Разрушение хлорофилла под влияниемсолнечного света про­должается. Врезультате лист теряет свою зеленуюокраску, и желтые пигменты, не заметныедо этого времени, внезапно обнаруживаются.

Почему листья багровеют? (стр.38-39) (слайд 12)

Осенью раскраска листьев особеннопривлекательна своими темно-красными,багровыми тонами. Однако эти расцветкивстре­чаются не у всех деревьев. Вбагрянец одеваются листья кленов иосин; нарядную розоватую окраскупринимает листва берескле­та;темно-пурпуровыми становятся гирляндыдикого винограда.

Наряду с этим липы,дубы и березы лишены красных оттенков,они заметны лишь различными желтыми изолотистыми тонами. Чем же обусловленкрасный цвет осенних листьев? Онобусловлен особым красящим веществом— антоцианом, который чрезвы­чайношироко распространен в растениях. Онрастворен в клеточ­ном соке, а режевстречается в виде мелких кристаллов.

Антоциан очень легко извлечь из любыхкрасных частей растения.

4) лабораторияцветка.

Какой цветок самый большой насвете? (стр. 78-79) (слайд 13-14)

Какой цветок самый большой на свете?На этот вопрос бо­таники дают вполнеопределенный ответ. Это цветок однойиз живущих на острове Суматра раффлезий– раффлезии Арнольди, впервые найденнойевропейским натуралистом Арнольди в1818 г.

На Суматре растет лиана из родациссусов. Она родственна настоящемувинограду и еще более близка тем видамдикорасту­щего винограда, которыеразводятся у нас в садах и оплетаютстены домов, веранд, беседок.

Вот наэтом-то суматранском циссусе, какзаразиха на подсолнечнике, приспособиласьжить раф­флезия – растение-паразит,не имеющее ни листьев, ни стебля исостоящее из одного только громадногоцветка да корней, при­сасывающихся ккорням хозяина.

Неподалеку от раффлезии трудно пройти,не заметив ее. Она дает о себе знать…отвратительным зловонием.

Этот запах,сходный с запахом гниющего мяса, служитей для той же цели, что и многим душистымцветкам их тонкие приятные ароматы:раффлезия приманивает насекомых дляопыления цветков, а удоб­нейшими длянее насекомыми являются мухи и жуки,питающиеся всякой падалью.

Эти насекомыероями облепляют раффлезию и копошатсяв ее тычинках и пестиках. Огромные цветкираффле­зии (диаметром иногда больше1 м) имеют пять толстых лепестков красногоцвета с пятнами более бледного оттенка.

А какой величины семена получаютсяот такого цветка-ве­ликана? Оказывается,семена у раффлезии мелкий, как и семенаевропейских заразих. Огромнейший врастительном мире цветок вырастает изочень крошечного семени.

В могучей раффлезии, если забыть о еесмрадной вони, есть своеобразная красота,но жить это растение может, толькопитаясь чужими соками. Название«великолепный паразит» как нельзя лучшеподходит к раффлезии.

5) лабораторияплода и семени.

Как в природе распространяютсяплоды и семена? (стр. 84-87) (слайд15).

У тополя и осины также есть парашютики– пучки волосков вокруг семян. В тополевойаллее тоже идет «снег», когда приоткрываютсяс первой жарой плоды и из них высеиваютсясемена.

Семена и плоды многих сорных растенийснабжены хохолка­ми, пучками волосков.Летательные приспособления их оченьразнообразны по своему устройству.

У многих растений семянки-летучкипомещаются в корзин­ках, головках,коробочках. В сырую погоду они закрыты.Пучки волосков сжаты. Как только погодастановится суше, корзинки или головкис семянками раскрываются.

Немалую роль в распространении плодови семян играют муравьи. Всякий, кто бывалв лесу, хорошо знает этих лесных жителейи их удивительные сооружения; видел,конечно, не раз, как муравьи тащат ксвоему муравейнику семена разныхрастений, например чистотела, хохлатки,чистяка, душистой фиалки.

Волоски, хохолки – парашютики семянок– быстро расправ­ляются, растопыриваются.Семянки благодаря этому оказывают­сяу краев корзинок. Ветер подхватываетих, и путешествие начинается.

б) возвращение к схеме 1.

Вопрос:

Как в природе размножаютсяцветковые растения?

Ответ:семенами, листьями, корнями, побегами.

Побег – это стебель с расположеннымина нем листьями и почками (стр. 78 п.т.зад. 122).

Размножениецветкового растения

семенами

листьями, корнями, побегами

семенное размножение

вегетативное размножение

2) Выполнить заданияна карточке (взаимопроверка (слайд16-17).

  1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей цветка.

пестик

чашечка

2. Заполните схему:

Органы растения, участвующие в размножении

семенном

вегетативном

цветок

плод

семена

корень

стебель

лист

  1. Вставьте пропущенные слова в предложения.

Кроме листьев на стебле находится__цветки____.На месте цветка созревает ___плод____,внутри которого находится одно илинесколько ____семян____.Цветковые растения размножаются___семенами_____.Цветок – это орган __семенного__ __размножения_.

4. Составьте схему, расположив вней следующие понятия:корень, стебель, лист, плод, семя, цветок,органы цветкового растения

Органы цветкового растения

корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

V.Итог урока.

1. выставление отметок.

2. домашнее задание: §38.

3. кластер (с последующимобсуждением).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Источник: https://gigabaza.ru/doc/74796.html

Урок по познанию мира на тему:

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

Тема урока: Органы растений и их значение

Цели: -повторить органы растений и их значение;

– познакомить со значением воды в жизни растений;

Ход урока

1. Организационный момент

Я не буду раскрывать все тайны нашего урока. Это будете сейчас делать вы.

2. Повторение.

Органы растений и их значение. (Работа по сигнальным карточкам.)

Корень –

  1. Часть растения, которая находится в почве называется корнем?

  2. – Для чего нужен корень?

Корни укрепляют растения в почве и прочно удерживают его в течении всей жизни.

– через корни растение получает из почвы питательные вещества и воду, т.е. питается.

– два вида корней – стержневой (полынь), мочковатые (рожь, пшеница)

2) Стебель – один из органов растения. Стебель доставляет питательные вещества от корня растения, к другим его органам.

На стебле размещаются листья, цветы, плоды и семена.

Стебель бывает – вьющийся, ползучий, стоячий.

3) Листья –

На деревьях и кустарниках растут листья.

Листья являются не только украшением растения, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Листья испаряют лишнюю воду, которая находится в растениях.

4) Цветок растет на стебле, лепестки осыпаются, и на месте цветка появляется плод, внутри созревают семена.

5) Плоды можно разделить на многосемянные (огурцы, помидоры), односемянные (черешня, урюк)

К сухим плодам относятся – орех, пшеница

Сочные – земляника, яблоки груши

Семена распространяются – ветром

– животными, человеком,

– растения разбрасывают созревшие семена

3. Проверка д/з. – Какое домашнее задание вы выполнили?

  • Кто хочет показать и рассказать о своей поделке?

  • Из каких семян и плодов состоит поделка?

4. Дети показывают рисунки и загадывают загадки

И полезные они

Много жира витаминов

Как питательны они

Ядра ели в шоколадке

Скорлупа краситель яркий

Угадай-ка поскорей

Что за плод мы рвем с ветвей?

(орех)

Лечат сердечко и почки

Улучшают аппетит

Боль прогонят, где болит

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке.

(петрушка)

Хорошее лекарство

Давление понижает

И кровь оздоровляет

Салат от ожирения

А сок от воспаления.

(свекла)

Из него полезна каша

Семечки – деликатес

Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо!

(тыква)

Украшенье для стола

Повышают аппетит

Придают здоровый вид

Круглый год – лечение

И все от воспаления!

(укроп)

  1. Форма семян 0 будто органы тела

Издавна знахари знали все это

Это источник белка для спортсмена

Это лекарство для органов тела

Лечат и печень, и почки

Гладкими будут и щечки

От диабета спасенье,

И для толстушек лечение!

(фасоль)

  1. Эти листья и плоды содержат витамины

Для кулинара и врача они незаменимы

Источник витамина С – от кашля избавленье

Те разноцветные плоды – лечение с наслажденьем (смородина).

5.А сейчас отгадайте, о каких растениях, плодах и семенах говорится?

Очень вкусные плоды

И полезные они

Много жира витаминов

Как питательны они

Ядра ели в шоколадке

Скорлупа краситель яркий

Угадай-ка поскорей

Что за плод мы рвем с ветвей?

(орех)

Вот какими полезными могут быть растения и их плоды и семена.

6. Объяснение новой темы

Ну а сейчас мы отправимся в страну ЗЕЛЕНОГО ЛИСТА, но для этого нам нужно стать очень маленькими (меньше булавочной головки)

(Физ.мин. под музыку) Закрыли глаза

Вот мы с вами и на месте, а перед нами двери устьица. За ними Страна ЗЕЛЕНОГО ЛИСТА (я открыла двери, и выбежали 2 капельки воды (это из листа испаряется вода )

А вот к дверям подлетели еще человечки (это углекислый газ направляется в Страну З.Л.)

Двери устьица открылись и газ влетел.

– Ой, да мы попали на настоящий БАЛ! Как много гостей! Все танцуют.

– Кого мы видим! Это же вода. ВОДА пришла в Страну Зеленого Листа из почвы. И таких частичек углекислого газа, воды, питат. вещ. Здесь очень много. (все спешат в страну)

– Но вдруг – что это? (фанфары)

– На площади появляется Великий Магистр Хлорофилл.

– «Многоуважаемые гости Страны Зеленого Листа! Пришло время помочь нашей Стране дышать – дать нужный им кислород»

(вкл. фон)

Вода и углекислый газ исчезают, появляется кислород

Кислород будет помогать расти листу и всему растению. Наступает вечер (фонарик гаснет) Бал закончен, ведь он продолжался только пока светит солнышко. Завтра с утра он начнет вновь. Пора и нам покидать Страну зеленого листа

(музыка)

7.Закрепление

1) В классе работает исследовательская группа. Ученики должны растворить в одном стакане крахмал, а в другом сахар (опыт)Растение это живой организм. Если посмотреть на нашу планету, то видно вода – занимает больше половины поверхности земного шара (ее называют голубая планета, видно с космоса)

2) Ребята, вы видели, что растение нуждается в воде, также как и человек.

1) Значит, человек не может прожить без воды, но мы должны знать такие правила.

– на нашей планете много воды, но почему мы должны беречь воду? мы употребляем пресную воду ( на планете не много пресной воды)

Моря, океаны занимают большую часть нашей планеты, мы ее не употребляем дополнительные обработки.

  1. Что может сказать наша исследовательская группа.

(Я хочу раскрыть еще одну тайну С.З.Л.)

В каждом растении есть крахмал (похоже на муку, добавляем в кисель) Крахмал, сказали трудно растворим в воде, но под действием солнечных лучей он превращается в сахар (который необходим растению) Но везде в процессе растения использ. вода.

3) Нарисовать капельки воды (на листах парами)

Какой вы себе представляете

8.Рефлексия

– Что вам запомнилось на уроке?

(сейчас проверим)

Кроссворд «солнышко» (запись в тетрадь)

  1. Орган растения (наход. в почве) (корень)

  2. Как называется вещество, которое придает зеленый цвет? (хлорофилл)

  3. У хвойных растений вместо листьев? (иголки)

  4. Она имеет три состояния твердое, жидкое, газообразное? (вода)

Посмотрите, как улыбается вам солнышко пусть и у вас будет такое настроение весь день.

Источник: https://infourok.ru/urok-po-poznaniyu-mira-na-temu-organi-rasteniy-i-ih-znachenie-klass-787830.html

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий