Влияние труда на здоровье человека

Влияние факторов производственной среды на здоровье работающих

Влияние труда на здоровье человека

Некоторые факторы труда, условия и виды занятости (продолжительность рабочего дня, недели, степень тяжести труда, сочетание нескольких видов занятости) носят постоянный характер при воздействии на человека и связаны с его физическим и психическим здоровьем. Они могут влиять на здоровье наряду с другими социальными факторами.

Трудовой процесс осуществляется в определенных условиях производственной среды, которые характеризуются совокупностью элементов и факторов материально-производственной среды, влияющих на трудоспособность и состояние здоровья человека в процессе работы. Производственная среда и факторы трудового процесса составляют в совокупности условия работы.

На здоровье человека, его жизнедеятельность большое влияние оказывают опасные и вредные факторы.

Опасностьэто следствие такого действия некоторых факторов на человека, которое при их несоответствии физиологическим характеристикам последнего предопределяет феномен самой опасности.

Опасный факторэто действие на человека, что в определенных условиях приводит к травме, а в отдельных случаях – к внезапному ухудшению здоровья или к смерти.

Вредный факторэто действие на человека, которое в определенных условиях приводит к заболеваниям или снижению трудоспособности.

К значимым признакам опасных и вредных факторов относятся следующие:

  • – возможность непосредственного отрицательного действия на организм человека;
  • – осложнение нормального функционирования органов человека;
  • – возможность нарушения нормального состояния элементов производственного процесса, в результате которого могут возникнуть аварии, взрывы, пожары, травмы.

Материальными носителями вредных и опасных факторов являются объекты, которые формируют трудовой процесс, входят в него, а также включают общежизненные факторы окружающей среды; предметы работы; средства работы (машины, станки, инструменты, сооружения, помещение, земля, пути, каналы и т.п.); продукты работы; технологии, операции, действия; природно-климатическую среду (гроза, наводнение, атмосферные осадки, солнечная активность, физические параметры атмосферы и т.д.); флору и фауну.

Опасные и вредные факторы, влияющие на человека, делятся на три группы: активные, страдательно-активные и пассивные.

К активным принадлежат факторы, которые могут повлиять на человека, воздействуя своей энергией:

  • 1) механические, которые характеризуются кинетической и потенциальной энергией и механическим влиянием на человека; к ним относятся кинетическая энергия подвижных элементов, потенциальная энергия; шум; вибрация; ускорение; гравитационное тяготение; невесомость; статическое напряжение; дым, туман, пыль в воздухе; аномальное барометрическое давление и др.;
  • 2) термические, которые характеризуются тепловой энергией и аномальной температурой; к ним принадлежат температура нагретых и охлажденных предметов и поверхностей, температура открытого огня и пожара, температура химических реакций и других источников; к этой группе относятся также аномальные микроклиматические параметры – влажность, температура и движимость воздуха, которые приводят к нарушению терморегуляции организма;
  • 3) электрические: электрический ток, статический электрический заряд, электрическое поле, аномальная ионизация воздуха;
  • 4) электромагнитные: радиоволны, видимый свет, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, ионизирующие излучения, магнитные поля;
  • 5) химические: едкие, отравляющие вещества, а также нарушение естественного газового состава воздуха, наличие вредных примесей в воздухе;
  • 6) биологические: опасные свойства микро- и макроорганизмов, продукты жизнедеятельности людей и других биологических объектов;
  • 7) психофизиологические: стресс, усталость и др.

К страдательно-активной группе принадлежат факторы, активизируемые за счет энергии, носителями которой является человек или оснащение: острые недвижимые предметы, маленький коэффициент трения, неровность поверхности, по которой перемещается человек и машина, а также наклон и подъем.

К пассивным принадлежат те факторы, которые влияют опосредствованно, опасные свойства которых связаны с коррозией материалов, накипью, недостаточной прочностью конструкций, повышенными нагрузками на механизмы и машины и др. Формой проявления этих факторов являются разрушение, взрывы и прочие виды аварий.

Существенное значение для производительности труда и охраны здоровья имеют направленность производственной деятельности, конкретные производственные операции, орудия труда, формы организации труда и др. Каждый из этих показателей требует определенных физических и психофизиологических качеств.

Например, работа оператора, диспетчера, связанная с управлением автоматами в технических системах, требует развития двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, деятельности по наблюдению и контролю (чтение показаний приборов, слежение и т.п.), предъявляет высокие требования к объему, распределению, устойчивости внимания, хорошей реакции слежения. Монтаж, сборка, ремонт аппаратуры, оборудования требуют высокой координации движений, мышечной выносливости.

Для работы на малых вычислительных машинах и компьютерах необходима тонкая координация пальцев рук, выносливость зрительных анализаторов. При коллективной работе необходимы развитые коммуникативные способности и т.д.

Производительность труда, состояние здоровья и уровень работоспособности человека в значительной мере зависят от воздействия факторов внешней производственной среды.

Эти факторы в отдельности и особенно в комплексе могут оказывать неблагоприятное влияние на организм человека в процессе производственной деятельности. К ним, в частности, относятся метеорологические условия (микроклимат), шум, вибрация, укачивание, радиационное излучение, освещенность рабочего места, психологическая напряженность, режим труда и др.

Метеорологические факторы характеризуются сочетанием температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.

Систематические отклонения от нормального (комфортного) метеорологического режима в производственных помещениях приводят к хроническим простудным заболеваниям, заболеваниям суставов, тепловым ударам, судорогам, стрессовым состояниям.

Нарушается тепловой баланс, снижается способность к умственной и физической работе, когда меняется температура внешней среды.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности после утомления.

Например, при проведении работ на станциях техобслуживания, в автомастерских человеческий организм подвергается воздействию резких перепадов температуры воздуха и атмосферного давления, а также воздействию шума, вибрации, газовых потоков – все это может приводить к общим и профессиональным заболеваниям.

Резкое изменение барометрического давления, например, может сопровождаться нарушением функции вестибулярного аппарата и среднего уха, потерей координации движений.

Отрицательное воздействие на органы слуха и нервную систему оказывает также высокий уровень шума.

Под воздействием вибрации может развиваться так называемая вибрационная болезнь, когда снижается острота зрения, тактильная, тепловая и болевая чувствительность, поражаются кровеносные сосуды, происходят нежелательные изменения в суставах и т.д.

Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.

В настоящее время в результате негативных последствий развития атомной энергетики интенсивность радиационного излучения по сравнению с естественным фоном значительно увеличена. В связи с этим весьма важным является вопрос о возможности повышения стойкости организма человека к действию проникающей радиации посредством специальной физической подготовки.

Исследования показывают, что при не смертельных дозах лучевое поражение физически тренированных людей будет относительно более легким, выздоровление пойдет быстрее, работоспособность восстановится раньше.

Освещение рабочего места – один из важнейших факторов трудовой деятельности. Главные проблемы, связанные с органами зрения, на производстве касаются адекватности и удобства освещения.

Достаточная (оптимальная) освещенность рабочего места положительно влияет на органы зрения, снижает утомление.

Неудовлетворительное освещение вызывает преждевременное утомление, глазные болезни, головные боли и может быть причиной травматизма.

Источник: https://studme.org/1298010827503/meditsina/vliyanie_faktorov_proizvodstvennoy_sredy_zdorove_rabotayuschih

Влияние режимов труда и отдыха на жизнь студентов

Влияние труда на здоровье человека

Рендаренко А. А. Влияние режимов труда и отдыха на жизнь студентов // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 779-782. — URL https://moluch.ru/archive/124/34255/ (дата обращения: 16.02.2020).



Представлены результаты исследования режимов труда и отдыха и влияние этих режимов на жизнь и здоровье студентов ИРНИТУ, расчёты приведены в графиках.

Ключевые слова: режимы, студенты

Студенты — особая категория населения, в чьей жизни проходят одни из главных этапов становления личности человека в обществе. В данный жизненный период очень важно формирование основных физиологических качеств и навыков физического воспитания. Именно поэтому стоит больше внимания уделять своим режимам труда и отдыха.

Режимы труда и отдыха — равномерное и продолжительное чередование периодов работы и отдыха на протяжении определённого временного участка, обеспечивающее поддержание высокой работоспособности и здоровья.

Несоблюдение данных режимов влияет на самочувствие человека, на состояние его здоровья, особенно в периоды учёбой деятельности.

В большинстве случаев, у студентов нарушены эти режимы, что приводит к нарушению внимания, ухудшению качества усвоения информации, следовательно, уровень работоспособности значительно меньше. [1]

Цель работы — изучение режимов жизни студентов в период их учебной деятельности.

В октябре был проведён опрос студентов ИРНИТУ, в котором приняло участие 20 студентов первого курса Института Архитектуры и Строительства.

Для студентов была разработана анкета, состоящая из 13 вопросов (см. приложение 1). По третьему вопросу данной анкеты были получены следующие результаты — из 60 опрошенных студентов 12 спят более 8 часов в сутки, что составило 20 %, 21 студентов — 35 % — 5–6 часов. Остальные студенты (27 человек — 45 %) спят менее 5 часов в сутки (рис. 1).

Рис. 1.

На первом рисунке видно соотношение количества опрошенных студентов на качество их сна в процентах.

Это огромная нагрузка на все органы, ведь недосыпание приводит к таким последствиям как:

  1. Тошнота;
  2. Обморок;
  3. Головокружение;
  4. Головная боль;
  5. Боли в сердце;
  6. Ожирение;
  7. Депрессия [3].

Всё это негативно влияет не только на самочувствие человека, но и на его настроение. Для нормального функционирования нашего организма период сна должен состоять 7–9 часов. Только в том случае студент сможет быть полностью сконцентрирован на учебном процессе, что приведёт к увеличению уровня работоспособности [4].

Во время рабочего процесса стоит делать небольшие 5 минутные перерывы за час до обеда и за час до окончания труда, а так же в период спада работоспособности — 10 минут на личные надобности. Перерывы должны быть закреплены графиком работы [2].

Ещё одна, не менее важная, составляющая правильной работы организма — физическое воспитание. Развить его можно с помощью занятий физической культурой и утренней зарядкой.

В последнее время большое количество студентов проявляют активность в различных видах спорта. Из 60 опрошенных 45 человек, что составляет 75 %, регулярно посещают спортивный зал и иные спортивные секции.

Остальные же 15 % не проявляют интерес к спорту (рис.2).

Рис. 2.

На втором рисунке мы видим соотношение количества студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, в процентах.

Рис. 3.

И можно заметить, что они болеют респираторными заболеваниями чаще нежели те, кто активно работает над своим физическим воспитанием. (рис.3)

На третьем рисунке мы видим соотношение количества студентов занимающихся спортом, в связи с этим, меньше болеющих и не занимающихся, болеющих больше.

В заключении следует вывод: режимы труда и отдыха стоит соблюдать, ведь от этого зависит не только наше самочувствие и работоспособность во время учебной деятельности, но и на наше настроение.

Для этого требуется тщательно планировать своё расписание на день, соблюдая рекомендации по поводу сна, ведь недосыпание вредит нашему организму, лишая нас значительной части энергии. Но и не стоит забывать о своём физическом воспитании.

Нужно заниматься каким-либо видом спорта, который вам больше нравятся, и если вы можете выдерживать данную нагрузку, и делать зарядку по утрам. Соблюдение данных правил поможет вам прожить долго и радостно, не задумываясь о многих проблемах со здоровьем.

Приложение 1

Анкета

Влияние режимов труда иотдыха на жизнь студентов

  1. Ваш возраст:
  2. Ваш пол:
  3. Сколько часов спите?
  4. Какое время у вас занимает учёба?
  1. Как часто вы болеете?
  2. Имеете ли вы вредные привычки?
  3. Как проводите свободное время?
  4. Планируете ли вы своё расписание на день?
  5. Как вы относитесь к спорту?
  6. Делаете ли вы утреннюю зарядку? Если да, то как часто?
  7. Занимаетесь ли вы каким-либо спортом?
  8. Какие спортивные секции вы посещаете?
  9. Как вы относитесь к здоровому образу жизни?

Литература:

  1. Режимы труда и отдыха, их виды и основные принципы построения: www.mybntu.com/genetal/trud/rezhimy-truda-i-otdyxa-ix-vidy-i-osnovnye-principy-pistroeniya.html
  2. Режим труда и отдыха: https://sites.google.com/site/zdorovyjobrazziznist/kak-priderzivat-zdorovyj-obraz-zizni-studentam/rezim-truda-i-otdyha
  3. Здоровый сон: chudesalegko.ru/zdorovyj-son/
  4. Правила здорового сна: www.takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/pravila-zdorovogo-sna/

Основные термины(генерируются автоматически): режим труда, студент, физическое воспитание, отдых, самочувствие человека, утренняя зарядка, учебная деятельность, час.

Физическоевоспитание в вузе, взяв на себя функции физкультурного образования курсантов (студентов), реализует свою

Это значительная психологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебныйтруд является весьма напряженным.

Власова Т. С., Сунгатуллин Р. И., Закирова Н. М. Особенности физическоговоспитаниястудентов, имеющих отклонения в здоровье.

Для студентов Вузов свойственна работа, связанная с напряжением внимания, зрения, интенсивной умственной деятельностью и малой…

Самостоятельные занятия по дисциплине «Физическая культура» в государственном стандарте образования не предусмотрены, учебныечасы на них не выделяются.

Приоритетами деятельности кафедр становится создание условий для воспитания мотивации у студентов

Повышение уровня физической подготовки и эффективности физическоговоспитания у курсантов в большой степени зависит от формы

К ним относится: утренняя гигиенической гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы в режиме рабочего и учебного дня.

Так на режим сна приходится 24–30 %, на режим питания — 10–16 %, на режим

Около 50 % студентов занимаются физическими упражнениями всего 2–3 часа в неделю, тогда как

14. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физическоговоспитания и спорта: Учебное

Основы здоровья. Режим дня. Утренняягимнастика. Осанка.

III класс. Охрана здоровьячеловека. Режим дня школьника. Повторить и закрепить знания о правильной осанки.

Режимтруда и отдыха определяют теоретические знания по физической культуре.

Оптимально подобранный режим двигательной активности, физические упражнения

Ученые записки — СГУ, 2011,- 320 с. 4. Виленский В. И. Физическая культура студента.

6. Полиевский С. А., Кабачков В. А., Профессиональная направленность физическоговоспитания в вузах.

Физическоевоспитание в вузе, взяв на себя функции физкультурного образования курсантов (студентов), реализует свою

Это значительная психологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебныйтруд является весьма напряженным.

Ключевые слова:здоровье, гигиена, учебнаядеятельность, студенты. Санитарно-гигиенические условия труда влияют на работоспособность человека

Немаловажное влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды.

Источник: https://moluch.ru/archive/124/34255/

Влияние условий труда на работоспособность человека

Влияние труда на здоровье человека

Влияние условий труда на работоспособность человека

,

ГОУ ВПО «Южно-Уральский

государственный университет»

Что такое работоспособность сотрудника? Это его способность эффективно выполнять свои обязанности в рамках определенных требований и сроков.

Безусловно, на работоспособность человека влияет непосредственно его склад ума, характера, навыки и т. д.

Но не меньшую роль в работоспособности играют и внешние воздействия, которые, в свою очередь, могут повлиять на общее состояние работника, на его здоровье.

Работоспособность человека зависит от комплекса факторов, как внешних, так и внутренних. На сегодняшний день специалисты наиболее четко выделяют три группы таких факторов: внешнее воздействие (освещение, температура воздуха, шум и т. д.), психические особенности человека и физическое здоровье. Каждый из этих факторов играет одинаковую по важности роль [2].

В историческом аспекте в трудовой деятельности человека можно выделить три основных этапа: ручной труд, механизированный и автоматизированный [2].

В течение длительного времени, почти до начала XX века, функции человека, относительно техники, оставались, в основном, энергетическими, то есть человек использовал, как правило, свою мускульную силу.

Для такого труда характерны сложные двигательные процессы, которые требовали значительных затрат физической силы, высокой координации движений, ловкости.

Оптимизация взаимодействия техники и человека сводилось только к учету анатомических и физиологических особенностей последнего.

С появлением в начале XX века новых видов техники (автомобиль, самолет и др.) возникла необходимость учитывать психологические возможности человека, такие как скорость реакции, особенности памяти и внимания, эмоциональное состояние и др.

Широкое внедрение автоматизированных систем управления, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов вызвали изменения в профессиональной структуре труда, обусловленные появлением операторской и управленческой деятельности.

Особенности этой деятельности значительно изменили труд человека. Увеличилась напряженность труда, так как перед сотрудником ставится задача управлять все большим количеством объектов и параметров.

Человек имеет дело не с прямым наблюдением, а с информационным отображением.

Растут требования к точности, скорости и надежности действий человека, к скорости психологических процессов Трудовая деятельность сопровождается значительными расходами нервно-эмоциональной и умственной энергии.

Компьютеризация и роботизация, с одной стороны, расширили возможности человека, а с другой, в значительной степени изменили требования к его деятельности. Уже не нужен примитивный труд с использованием монотонных физических операций, с шаблонной умственной деятельностью. Увеличилась потребность в творческом высококвалифицированном труде [4].

Таким образом, ручной, механизированный и автоматизированный труд отличаются величиной физической нагрузки и нервно-эмоционального напряжения, которые влияют на физическое и психическое здоровье человека.

Физиологические особенности некоторых видов деятельности.

Важное значение с точки зрения физиологии труда имеет изучение протекания психических и физиологических процессов во время трудовой деятельности человека, которую можно условно разделить на физическую и умственную [5].

Физическая деятельность определяется в основном работой мышц, сердца и органов дыхания. В процессе работы происходит расход энергии. По величине энергозатрат работы подразделяют на три категории [5]:

– легкие – относятся работы, выполняемые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением;

– средней тяжести – относятся работы, связанные с ходьбой и перемещением грузов массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением;

– тяжелые – относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей и требующие значительных физических усилий.

Чем выше категория выполняемой работы, тем больше нагрузка на опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Умственная деятельность человека определяется в основном участием в трудовом процессе центральной нервной системы и органов чувств.

Умственная деятельность очень тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь органов зрения и слуха.

По сравнению с физической деятельностью в отдельных видах умственной деятельности (работа менеджеров, операторов ЭВМ, учащихся и учителей) напряженность органов чувств увеличивается в 5-10 раз [6].

При интенсивной и продолжительной работе может наступить утомление, для которого характерным является снижение работоспособности.

Под утомлением понимают совокупность временных изменений в физиологическом и психическом состоянии человека, развивающихся в результате напряженной и продолжительной деятельности и ведущих к ухудшению ее количественных и качественных показателей.

Утомление является защитной реакцией, которая направлена против истощения функционального потенциала организма человека [1].

Гигиеническая классификация труда.

Гигиеническая классификация труда необходима для оценки конкретных условий и характера труда на рабочих местах. На основании такой оценки принимаются решения, направленные на предотвращение или максимальное ограничение влияния неблагоприятных производственных факторов [2].

Оценка условий труда проводится на основании гигиенической классификации. Исходя из этого условия труда подразделяют на 4 класса [2]:

– оптимальные условия труда – такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, а создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;

– допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются за время регламентированного отдыха или до начала следующей смены и не оказывают неблагоприятного влияния на состояние здоровья работающих;

– вредные условия труда – характеризуются наличием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны вызвать неблагоприятное влияние на организм сотрудников;

– опасные (экстремальные) – условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов производственной среды, влияние которых в течение рабочего времени создает высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний, отравлений, увечий, создает угрозу для жизни человека.

Необходима проводить адекватную оценку конкретных условий и характера труда, которая будет содействовать обоснованной разработке и внедрению комплекса мероприятий и технических средств по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности человека.

Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности [6]:

– фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 часов, а при умственном творческом труде – до 2-2,5 часов;

– фаза высокой устойчивости работоспособности; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2-2,5 часа и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

– фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения.

Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики, учет психологических знаний, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения различных заболеваний [3].

Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда.

Правильное положение тела на рабочем месте приводит к быстрому возникновению статической усталости, снижению качества и скорости выполняемой работы, а также снижению реакции на опасности.

Нормальной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед больше чем на 10-15°; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе – прямая осанка.

Работая стоя целесообразнее при необходимости постоянных передвижений. При работе стоя повышается нагрузка на мышцы нижних конечностей и увеличиваются энергозатраты на 6-10 % по сравнению с позой сидя. Работа в позе сидя более рациональна и менее утомительна [3].

При организации производственного процесса следует учитывать антропометрические и психофизиологические особенности человека, его возможности в отношении величины усилий, темпа и ритма выполняемых операций, а также анатомо-физиологические различия между мужчинами и женщинами.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: обеденный перерыв и кратковременные регламентированные перерывы.

Оптимальная длительность обеденного перерыва – 1 час, из них 20 минут, как правило, должно уходить на прием пищи, а остальное время – на отдых.

Необходимо также учитывать, что минимальное время обеденного перерыва должно составлять не менее 30 минут.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.

При выполнении работы, требующей значительных усилий, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10-12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.

) следует делать перерывы 15-20 мин по продолжительности.

При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны более частые, но короткие 5-10-минутные перерывы.

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека [6].

В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 часов) и дневные (с 14 до 17 часов) часы [6].

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается путем эстетического оформления интерьера, использования удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабленной позе, трансляции специально подобранных музыкальных произведений, насыщения воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, приема тонизирующих напитков, имитации в помещении естественно-природного окружения и воспроизведения звуков леса, морского прибоя и др. Это позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу сотрудника.

Подводя итог выше изложенному, плохие условия труда негативно отражаются на производительности труда, качестве и себестоимости продукции, уменьшают валовой национальный доход страны. Поэтому всестороннее беспокойство о проведение активной социальной политики становится ключевым заданием для руководства предприятий, государственных и профсоюзных органов.

Главной задачей руководителей предприятий должно стать создание такой организации производства, при которой будет достигаться обеспечение здоровых, безопасных и высокопродуктивных условий труда. Руководителям следует беречь ценных квалифицированных сотрудников, создавать им надлежащие условия труда, обеспечивать гуманный моральный климат в трудовом коллективе

Улучшение условий труда становится одним из важных направлений повышения материального и культурного уровня жизни народа.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Антропова, учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / . – М.: Просвещение, 1967.

2.  Бака, безопасности жизнедеятельности людей: учебное пособие / , , . ­- Житомир: РВВ, 1997.

3.  Лощилов, оценки общей работоспособности человека / , кандидат биологических наук, доцент Пермского государственного технического университета // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – Пермь. – №4. – 2005 г.

4.  Решетников, культура: учебное пособие для среднего профессионального образования / . – М., 2002.

5.  Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. . – М.: Физкультура и спорт, 1987.

6.  Харабуга, ритм и работоспособность / . – М.: Знание, 1976.

Источник: https://pandia.ru/text/77/364/61178.php

Влияние труда на организм человека

Влияние труда на здоровье человека

ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ в мышцах происходят биохимиче­ские и биофизические процессы, обеспечивающие их сокраще­ние.

Для сердечно-сосудистой системы характерно учащение числа сердечных сокращений, возрастание систолического объ­ема крови, повышение максимального артериального давления, увеличение массы циркулирующей крови и количества эритро­цитов. Изменения в дыхательной системе касаются увеличения частоты и глубины дыхания.

Под влиянием мышечной нагрузки происходит торможение секреторной и моторной функций желудка, замедление перева­ривания и всасывания пищи, потеря минеральных веществ и во­дорастворимых витаминов вместе с потом.

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ все отмеченные изменения постепенно восстанавливаются и приходят в норму за период отдыха.

При мало напряженном и умеренно напряженном УМСТВЕН­НОМ ТРУДЕ обычно существенных сдвигов в организме не проис­ходит, но если труд связан с большим нервно-эмоциональным напряжением, то отмечается усиление α- и β-ритмов в головном мозге, учащение сердечных сокращений, изменение электрокар­диограммы, повышение артериального давления, усиление секре­ции кортикостероидов и др

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ОРГАНИЗМЕ ПРИ РАБОТЕ:

При выполнении физической работы

работоспособность постепенно повышается,

достигает максимума через 1-1,5 ч,

дер­жится на этом уровне 2-3 ч,

а затем начинает снижаться.

Вре­менное снижение работоспособности под влиянием предшест­вующей деятельности (труда большой тяжести и продолжительности) называется УТОМЛЕНИЕМ.Субъективно оно воспринимается как усталость с ухудшением самочувствия, снижением внимания, нарушением координации движений, бо­лями в мышцах.

утомление наступает быстрее при тяжелом интенсивном труде.

при легком, но монотонном труде оно развивается мед­ленно.

утомление после напряженного умственного труда ино­гда сильнее, чем после тяжелой физической работы.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ОРГАНИЗМЕ ПРИ УТОМЛЕНИИ:

Если работоспособность не успевает восстановиться к началу следующего дня, развивается ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ, патологическое состояние, сопровождающееся

хронической гипоксией,

нарушением нервной деятельности – неврозами,

заболеваниями сердечно-сосудистой системы,

и приводящимтакже к

язве,

ослаблению памяти,

головным болям, бессоннице

и характери­зующееся стойким снижением работоспособности.

Тяжесть умственного труда во время учебы увеличивается еще больше в силу того, что проходит на фоне статического напряжения, связанного с необходимостью длительное время сохранять определенную позу.

СТРЕСС – реакция со стороны важнейших систем организма периодически или систематически возникающие у лиц ряда профессий в результате чрезвычайно сильного воздействия какого-либо фактора

ПРОФЕССИЯ И РАБОТОСПОСПОСОБНОСТЬ.

Нормальное удовлетворение работой больше способствует долголетию, чем физическое строение, способ питания, некурение и долголетие родителей. Образ жизни во многом зависит от профессии, которую приобрел человек. Способность к труду определяется

наличием профессиональных знаний, соответствующих умений и навыков,

совокупностью физических и психических сил и качеств человека.

Все вместе при соответствующем отношении к труду они обеспечивают оптимальный уровень его продуктивности, то есть работоспособность человека.

Работоспособность может ухудшиться и вследствие пребывания человека в необычных (экстремальных) условиях: например, при высокой температуре и влажности окружающего воздуха, при недостатке кислорода и т. д.

Для того чтобы работать в оптимальном режиме и достичь пика своей работоспособности, необходимо соблюдать несколько основных условий:

В мире до сих пор идут споры о том, болезнь ли это или нормальная реакция на необходимость постоянного общения с людьми, которых ты не выбираешь, которые зачастую по-человечески тебе не близки.

Но эта болезнь уже есть в Международном классификаторе болезней (МКБ-10).

Болезнь это или нет, но совершенно очевидно, что приходя к медработнику, пациент ждет не только профессиональной помощи, но и человеческого сочувствия, и особенно – когда ситуация трагична и опасна.

Интересная постановка вопроса: как Вы думаете – может ли что-то заметить пациент, пришедший к медработнику?

Наверное, может. Но мне кажется, гораздо важнее то, что человек, который “выгорел” сам, вот он, как это ни парадоксально, может быть, или, наоборот, ни закономерно, он не замечает ничего.

Он считает, что все, что происходит, это абсолютно нормально.

Еще в 70-х годах очень известный исследователь американский КРИСТИНА МАСЛАЧ определила, что такое “СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ“:

Если требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное его нарушение неизбежно ведет к СЭВ. Он наиболее часто поражает профессионалов с особо востребованными человеческими качествами, как эмпатия, долг, сочувствие, со­страдание.

Медицинская профессия как никакая другая спо­собствует развитию болезненных состояний – это

Источник: https://studopedia.su/11_62803_vliyanie-truda-na-organizm-cheloveka.html

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий