Влияние деятельности человека на растения

Пришел человек — и все разрушил

Влияние деятельности человека на растения

«Прошлое — это другая страна: там все иначе», — писал в своей книге «Посредник» английский романист Лесли Поулз Хартли. С этим высказыванием соглашаются авторы исследования, опубликованного в престижном журнале Nature. По мнению ученых, раньше, в течение более чем 300 млн лет, между биологическими видами были неизменные и прочные взаимоотношения.

Однако пришел человек — и все изменил.

Американские ученые провели масштабное исследование того, как биологические виды взаимодействовали друг с другом на протяжении половины существования многоклеточной жизни на Земле. «Мы не ожидали и не могли представить, что увидим ископаемые остатки всего этого долгого времени.

Представители царства животных и растений, прекрасно взаимодействующие друг с другом, практически не менялись на протяжении 300 млн лет. Зато они пришли в сильный упадок за последние 6 тыс.

лет», — говорит Дональд Уоллер, один из авторов исследования и профессор ботаники в Висконсинском университете в Мадисоне.

В Европе и сейчас могли бы жить слоны и носороги, если бы не активная деятельность человека, повлиявшего на разнообразие фауны. Ученые смоделировали… →

Самая вероятная причина упадка, как считают исследователи, заключается в быстром росте человеческой популяции. «Вывод, который мы вынуждены были сделать, заключается в том, что систематические изменения в плане экологии влекут за собой изменения во взаимоотношениях биологических видов», — говорит Уоллер.

Обычно взаимодействие видов на континентах является более стабильным, чем на островах. Тем не менее, как считает Уоллер, в настоящее время ситуация на континентах начинает напоминать ситуацию на островах.

«В целом обитатели островов разрозненны, а биологические виды уязвимы, и их численность не перестает уменьшаться.

Острова показывают, что происходит «в конце игры»: биологические виды начинают вымирать, а биоразнообразие снижается», — комментирует Уоллер.

В ходе исследования ученые выяснили, что из-за деятельности человека произошло вымирание огромного количества биологических видов.

Впрочем, научное сообщество давно пришло к выводу, что люди «ускорили» процесс естественного исчезновения видов в несколько сотен раз. Например, гибель гигантских животных ледникового периода была следствием деятельности первобытных охотников. Вымирание крупных животных приводило к разрыву экологических цепей и резкому падению продуктивности растительности, оставшейся без «удобрений».

На Земле существует более 13 168 растений, которые сменили место своего обитания и этим меняют экологию и наносят вред человеку и местной флоре. О… →

Бывают и другие примеры: например, «взлелеянный» в cоветское время борщевик Сосновского стал не только злостным сорняком, источником ожогов населения, но и чрезвычайно агрессивным видом, вытесняющим местные виды из растительных сообществ.

По мнению Уоллера, исследование предоставило больше доказательств того, что человек существенно изменил планету:

«Парижское соглашение по изменению климата, подписанное на прошлой неделе, отражает глобальное понимание антропогенного воздействия на изменение климата.

Сейчас мы предоставляем еще и свидетельство того, как люди повлияли на взаимодействие биологических видов. Окаменелости свидетельствуют о том, что мы вступили в антропоцен.

Наше исследование даже подсказывает, когда именно начался антропоцен».

Антропоцен — это неформальный геохронологический термин, обозначающий геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, играющей существенную роль в экосистеме Земли. Впервые слово было введено экологом Юджином Стормером, а затем широко популяризировано химиком и специалистом в химии атмосферы, нобелевским лауреатом Паулем Крутценом.

Самое масштабное воздействие на Землю люди оказали за последние 65 лет. Ученые связали 12 индикаторов человеческого прогресса с 12 масштабными… →

«Я был на конференции, где кто-то что-то сказал про голоцен, — вспоминает Крутцен. — Я внезапно подумал, что это было неправильно. Мир слишком сильно изменился. Поэтому я сказал: «Нет, сейчас мы находимся в антропоцене».

Я просто экспромтом придумал это слово. Все были шокированы. Но, похоже, слово прижилось».

Научное сообщество до сих пор не определило временные рамки антропоцена. Одни ученые считают, что изменения окружающей среды, вызванные деятельностью человека, начались только в конце XVIII века (со стартом промышленной революции).

С ними спорят другие исследователи, утверждающие, что геологическая эпоха началась еще во время неолитической революции, когда человеческие общины совершили переход от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве.

Существует и третье мнение — что антропоцен начался после ядерного взрыва в 1945 году, который ознаменовал вступление в эпоху распространения на планете ядерного оружия и технологий.

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2015/12/17_a_7973117.shtml

Интегрированный урок биологии «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир»

Влияние деятельности человека на растения

УРОК БИОЛОГИИ «ВЛИЯНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ С УРОКОМ ГЕОГРАФИИ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

Автор Учитель биологии, географии и химииКозырева Елена Альбертовна.

Предмет: Урок биологии интегрированный с географией.

Класс 5 класс

Тип урока Урок усвоения новых знаний.

Тема Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Цель: Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.

Задачи

Общеобразовательные: рассмотреть влияние человека на природу, выявить причины таких влияний.

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков  коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному  мышлению в рамках изучаемой темы.

Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; показать связь изучаемого материала с жизнью.

Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Планируемый результат

ПознавательныеУУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу.

Личностные УУД: овладение системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Ход урока

I Организационный этап

Проверить готовность учащихся к уроку.

IIАктуализация знаний

Просмотр слайда презентации

Учитель: Ребята. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О природе, о влиянии человека на природу)

Откройте тетради и запишите тему урока «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир»

Целеполагание

Учитель: Вы внимательно послушайте и скажите о чем говорится в стихотворении.

Как это страшно – умирание рода,

Всех поголовно, всех до одного

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего

И поползёт проказа запустенья

И пересохнут ниточки воды

И птицы вымрут,

И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти ни ищи ты,

Какой ты отговоркой ни владей,

Земля защиты, требует защиты,

Она спасенья просит у людей!!!

Почему наша планета просит у людей защиты?

Как человек влияет на природу? Как проявляется это влияние? И что нужно сделать для сохранения природы?

На все эти вопросы мы с вами попытаемся ответить на уроке и в результате нашей деятельности мы должны составить кластер о последствиях необдуманного воздействия человека на окружающую среду.

III Изучение нового материала

Учитель: Человек – часть природы. Долгое время он не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось все больше, и потребности их росли. Посмотрите на рисунок 153 страница 133 и расскажите, как человек преобразует окружающую среду.

Ответы учеников: построил нефтяные вышки, проложил дороги, создал машины, освоил водную и воздушную среды и т.д.

Учитель: Живая природа –что это такое?

Ответы учеников: Животные, растения, грибы, человек

Учитель: Растения. Какую роль играют они в жизни человека. (Работа в парах.)

На работу Вам отводится 3 минуты.

Продукты питания

Производство лекарств, химических соединений

Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь )

Производство бумаги

Строительный материал

Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д. )

Обогащение воздуха кислородом

Обсуждение результатов

Роль растений в жизни человека очень велика, с каждым годом все больше возрастает. Вообще, жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.

Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. И не только потому, что растения важны в жизни человека, но и потому, что растения являются важной и неотъемлемой частью природы, любого природного сообщества.

Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что на него воздействует, что ему угрожает.

И сейчас вы, работая самостоятельно, вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное.

На работу отводится 5 минут. (работа в группах)

Положительное влияние человека на растенияОтрицательное влияние человека на растения
Создает высокоурожайные сорта культурных растений.В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям.
Совершенствуются технологии выращивания растений.Сокращается количество пахотных земель (из-за увеличения площадей, занятых под строительство )
Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв.Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы ).
Выращивает растения в теплицах, парниках.Орошение пустынь приводит к засолению почв.
Разводит растения в ботанических садах и парках.Обеднение растительного покрова за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений.
Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией ).Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов.
Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека.

(обсуждение результатов)

Учитель: Таким образом, все отрицательное воздействие человека на растения можно представить в виде двух форм

Влияние человека

Прямое Косвенное

(сбор, вырубка растений) (загрязнение среды обитания)

(Схему записываем в тетрадь)

Физкультминутка

Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед) Наклоняйтесь до носочков. Раз цветок, два – цветок,

А потом сплетем венок. (

Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)

Учитель: Как прямое, так и косвенное воздействие, очень опасны для растений, для природы в целом. Загрязняя окружающую среду, мы наносим не меньший урон природе.

Например, бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.

И это только те немногочисленные предметы, которые мы с вами можем найти на свалках, растущих как «грибы после дождя».

Мусор и отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Какие виды отходов вы знаете?

Ответы учеников: Бытовые отходы, строительные, производственные

Сообщение ученика

У нас в Тюменской области большое внимание уделяют проблемам отходов.

Например в городе Тюмени находится три завода по переработке мусора ООО «НОВ – экология»,ООО «Лизинговая компания «Диаматтгрупп- Тюмень», ООО «Экологический Альянс». В Нижнетавдинском районе ООО «Экодрим» -завод по переработке строительных отходов. А в селе Голышманово открыт завод по переработке ПЭТ бутылок. Из пластиковой тары производят флекс — мелко дроблёные хлопья.

Его используют для изготовления химического волокна, щетины для щёток уборочных машин и автомобильных моек, упаковочную ленту, плёнку, черепицу, тротуарную плитку, бытовую утварь, утеплитель для одежды и многое другое. Кроме того, из флекса снова можно изготавливать пластиковые бутылки.

На сегодняшний день открыли пункты приёма вторсырья в Голышманово, Ишиме, Аромашево, Омутинка и Северный Вагай.

Учитель: Прямое воздействие это сбор и вырубка растений. На территории нашего поселка находится несколько предприятий, деятельность которых связана с вырубкой леса. Что это за предприятия?

Ответы учеников: ООО «Лес», ООО «Переработка», и 5 деревообрабатывающих индивидуальных организаций

Учитель: Каким образом это деятельность этих организаций влияет на природу.

Ответы учеников: уменьшается количество растений и животных

Сообщение учащегося

Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов.

Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия.

Учитель: Подумайте, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в таблицу. На работу отводится 3 минуты.

Время, отведенное на работу, истекло. Давайте узнаем, что же у вас получилось.

Ответы учеников:

• Создаются заповедники

• Создаются заказники

• Создаются ботанические сады

• Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах )

• Создание Государственного комитета по охране природы

• Создание Красной книги

Учитель: А сейчас назовите мероприятия направленные на защиту окружающей среды, которые проводятся на территории нашего поселка

Ответы учеников:

-субботники по уборке территории

– ежегодная высадка саженцев деревьев

– кормушки в зимнее время для птиц

IV Закрепление

Тест

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

А) положительное

Б) отрицательное

В) больше положительное, чем отрицательное

Г) больше отрицательное, чем положительное

Соотнесите

Совершенствуются технологии выращивания растений.ПожарыВыращивает растения в теплицах, парниках.Загрязнения лесов и водоемов.Вырубка и сбор растенийСоздает полезащитные полосыА. положительноеБ. отрицательное

Учитель: Ребята, как вести себя в природе вы знаете. С вами неоднократно проводились беседы, различные мероприятия по культуре поведения в природе и охране окружающей среды.

Я вам сейчас предлагаю нарисовать памятку для младших школьников, как необходимо себя вести в природе, что надо делать, чтобы сохранить растительный мир нашей Родины, сохранить уникальный мир нашей природы («Природу надо охранять!»).

V Рефлексия

Сейчас в тетради каждый из вас должен закончить предложение «Сегодня на уроке..»

1.Мне было интересно

2.Мне было скучно

3.Я работал на уроке

4.Я отдыхала во время урока

5.Я понял материал урока

6.Я не понял материал урока

7.Узнал больше, чем знал

VI Домашнее задание

Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что многие растения находятся на грани исчезновения. Вам необходимо найти информацию в дополнительных источниках о красной книге Тюменской области, сделать краткую запись в тетради.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/integrirovannij_urok_biologii_vliyanie_hozyajstvenn_195933.html

Влияние деятельности человека на растительный мир. Охрана растений

Влияние деятельности человека на растения

“Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс”. В.В. Пасечник

Вопрос 1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир?Человек стал оказывать влияние на окружающую его природную среду с тех пор, как перешел от собирательства к охоте и земледелию.

Хозяйственная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными — привела к серьезным изменениям в природе. С середины XIX в.

все большее значение начинают приобретать воздействия на природу, связанные с развитием промышленности, транспорта, сопровождающиеся изменениями ландшафта вследствие добычи полезных ископаемых и поступлением в окружающую среду загрязняющих веществ.

В результате хозяйственной деятельности человека поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек, что привело к уменьшению уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и черные бури.

Особенно сильные нарушения произошли вокруг городов. Возникли обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья. Загрязненные воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.

Вопрос 2.

С какой целью создают заповедники?
Заповедник представляет собой комплекс природоохранных мероприятий, направленных на сохранение естественных экосистем, сохранение генофонда популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений, уменьшение воздействия человека на окружающую среду, а также внедрение методов рационального использования и контроля за состоянием экосистем и ресурсов. С целью недопущения возникновения и развития экологических катастроф. Заповедники создают, чтобы сохранить уникальные, наиболее ценные уголки природы. В заповедниках проводится научная работа (изучение растений и животных), запрещена любая хозяйственная деятельность.

Вопрос 3. Как охраняют природу в нашей стране?Охрана живых организмов в нашей стране — дело государственной важности. Она ведется в соответствии с законами, которые запрещают сбор редких растений, добычу редких животных, уничтожение других видов организмов, нуждающихся в охране.

В Российской Федерации с целью недопущения возникновения и развития экологических катастроф разработана система природоохранных мероприятий, в основном сводящаяся к следующему:1) создание охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков);2) разработка систем наблюдения — мониторинга (в том числе биомониторинга), позволяющих осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, судить о степени ее деградации (например, в Приморском крае создана команда “Тигр”, которая работает по охране тигра и дальневосточного леопарда и мест их обитания);3) принятие законов, обеспечивающих правовую основу природоохранных мероприятий;4) разработка методов разведения редких и исчезающих видов животных и растений и их интродукция (переселение) на охраняемые территории, новые места обитания, а также в зоопарки и ботанические сады;5) просветительская работа — разъяснение населению задач и методов системы охраны природы и необходимости ограничения использования ресурсов.

Наиболее сложной задачей в настоящее время является сохранение генофонда редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. С этой целью для придания таким видам особого статуса создаются Красные книги государственного и местного уровней. В Красных книгах приводятся сведения по распространению, биологии отдельных видов, причинах сокращения их ареалов и необходимых мерах их охраны.

Вопрос 4. Какова роль растений в оздоровлении окружающей среды?
Устойчивые к загрязнениям растения (акация белая, акация желтая, тополь, каштан, береза, ольха, ива, боярышник, сирень, лиственница) используют для озеленения городов с развитой промышленностью и обилием автомобилей.

Создают лесополосы из этих деревьев для защиты от ветра, для снегозадержания у дорог! вокруг полей. Эти растения активно поглощают из воздуха различные вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями. Умело использованные в озеленении растения не только очищают воздух от вредных для здоровья веществ, но и делают населенные пункты уютными и красивыми.

Чувствительные к загрязнению растения могут служить показателями состояния окружающей среды.

Вопрос 5. Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты?
Биосфера не разделена государственными границами. Все процессы в ней взаимосвязаны. Явления, происходящие в одной ее части, влияют на состояние биосферы в целом.

Поэтому охрана природы и рациональное использование ее ресурсов важны для каждого государства. Вот почему охрана природы должна стать делом всех людей нашей планеты. Ноосфера всецело связана с современным цивилизованным человеком и человечеством. Она возникла как высшая стадия развития биосферы.

Именно разумная деятельность человека является важнейшим определяющим фактором становления и развития ноосферы.

Источник: http://buzani.ru/biologiya/v-v-pasechnik-6kl/107-vliyanie-khozyajstvennoj-deyatelnosti-cheloveka-na-rastitelnyj-mir-okhrana-rastenij-paragraf-59

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Влияние деятельности человека на растения

Тысячелетиями человек был частью природы. Он брал необходимое для выживания: пропитание, материал для жилищ, топливо. Использовал растения и животных для своих нужд. Воздействие человека на окружающую природу было не более чем воздействие других животных существ на неё.

Около 10 тыс. лет назад человек начал одомашнивание животных и введение растений в культуру. Он перешёл от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Постепенно бурная деятельность человека (распашка земель, раскорчёвка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными) привела к серьёзным изменениям в природе.

Огромные площади земель используются человеком для различных целей.

Поверхность Земли составляет 510 млн.. А 29 % от всей поверхности Земли составляет суша — это 149 млн.. Сельскохозяйственные угодья, используемые человеком, составляют — 51 млн.. Из них: пашня —14 млн. . Пастбища и сенокосы — 37 млн.

Учёными доказано, что за последние 100 лет в мире из-за истощения земли выбыло из оборота 27 % сельскохозяйственных угодий. Лучшие земли планеты уже освоены.

Многие земли загрязнены так, что на них не возможна жизнь, учитывая то, что почва очень важна для человека, так как на ней выращиваются сельскохозяйственные растения для питания.

Почвенный покров Земли кажется нам обычным и вечно существующим в природе. Однако это не так.

Ежегодно земельные угодья теряют слой плодородной почвы, на создание которого природа затратила тысячи лет. Недооценивая роль этого величайшего природного богатства, человечество ставит под угрозу само своё существование.

Охрана почвы от её разрушения, борьба с уменьшением её плодородия ― важнейшая экологическая проблема, требующая пристального внимания мирового сообщества.

В результате хозяйственной деятельности человека поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем.

Сведение лесов вызвало обмеление водоёмов и уменьшение уловов рыбы.

Несмотря на то, что катастрофические последствия сведения лесов уже широко известны, уничтожение их продолжается. Ежегодно общая площадь лесов уменьшается на 2 %.

За истекшие тысячелетия на земном шаре вырублено и сожжено 2/3 всех лесов, свыше 500 млн га плодородных земель превратились в пустыни.

Всемирный Фонд Охраны Дикой Природы подсчитал, что уже через 40 лет биоресурсы планеты Земля будут полностью исчерпаны. Хуже всего обстоит ситуация с лесными массивами. Всему виной устаревшие методы природопользования, которые человечество использует до сих пор.

Человек все больше и больше начинает вторгаться в природу и изменять её в своих интересах, для достижения каких-то целей.

В результате различных технических изобретений потребление природных ресурсов увеличивается.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Растут обширные свалки мусора и отходов, которые образуются из различных ненужных вещей.

Например, у каждого человека имеется множество вещей, без которых жизнь кажется невозможной. Более того, индустрии требуется постоянно расширять рынок сбыта. Поэтому с помощью рекламы нам внушается, что старые (неважно, годные или нет) вещи нужно выкидывать и приобретать новые.

Таким образом, постоянно увеличиваются объёмы производства, строятся новые фабрики и заводы.

Каждый из них должен иметь очистные сооружения, все основные технологии и формы деятельности необходимо регулярно обновлять, вкладывать деньги в то, чтобы уменьшить вредные выбросы.

Однако это требует немалых финансовых затрат, на которые многие владельцы идти не хотят. В результате загрязняется атмосфера, умирают леса и водоёмы, а люди приобретают серьёзные заболевания.

Влияние вредных факторов на растения

Каждое растение растёт в тех условиях, к которым оно приспособлено.

Для нормального развития и роста растениям требуются определённые условия. Это: 1. Необходимая атмосфера: воздух, углекислый газ, кислород.

2. Оптимальная температура воздуха и почвы.

3. Правильная среда: температура, кислотно-щелочное равновесие, влажность.

4. Сбалансированное питание минеральными веществами в требуемых количествах и в подходящем для конкретного растения составе.

5. Необходимое освещение.

6. Достаточное увлажнение.

Изменение условий обитания может привести к гибели вида. Растения, как и другие живые организмы Земли, подвергаются воздействию различных вредных факторов, особенно в городах и их окрестностях.

Особую опасность представляет загрязнение воды, воздуха, почвы вредными веществами. Например, газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают заболевания и гибель растений: листья теряют зелёную окраску и опадают, отмирают корни, и многие растения исчезают совсем.

Загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая в конечном счёте здоровью и даже жизни человека.

В настоящее время во всех развитых странах принимают законы и проводят мероприятия, направленные на защиту окружающей среды от вредных на неё воздействий.

Чтобы сохранить уникальные, наиболее ценные уголки природы, стали создавать заповедники.

Заповедник — это участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.

Общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всём мире составляет около 800.

По состоянию на конец 2015 года на территории России действовало 104 государственных природных заповедника, суммарной площадью свыше 27 млн га (без акваторий).

В отличие от заповедников, на территории заказников охраняется не весь природный комплекс, а лишь та его часть, которая обеспечивает существование определённых растений и животных.

Большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие подобные учреждения.

В ботанических садах собраны живые коллекции редких растений, некоторые из них вводят в культуру.

Учёные установили, что растения имеют различную чувствительность к загрязнению окружающей среды.

Наиболее чутко на загрязнения реагируют лишайники, мхи, ель, пихта и другие растения. Наблюдая за ними, учёные очень точно могут судить о загрязнении окружающей среды.

Если наиболее чувствительные к загрязнению растения могут служить показателями состояния окружающей среды, то устойчивые следует использовать для озеленения городов с развитой промышленностью и обилием автомобилей.

Наиболее устойчивы к загрязнению атмосферного воздуха такие растения как: акация белая, тополь, каштан, берёза, ольха, ива, боярышник, сирень, лиственница и др. Эти растения активно поглощают из воздуха различные вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями.

Правильное использование растений в озеленении не только очищает воздух от вредных для здоровья веществ, но и делает населённые пункты уютными и красивыми.

Важную экологическую и оздоровительную роль играют леса вокруг промышленных центров. Являясь устойчивым растительным сообществом с большим числом видов, лес особенно активно поглощает и перерабатывает вредные вещества.

Человек в конечном итоге живёт за счёт зелёных растений ― основных производителей органических веществ и кислорода.

Охрана природы и рациональное использование её ресурсов важны не только для одного государства, но и для всего земного шара в целом.

Охраняя, восстанавливая и умножая растительный покров нашей планеты, мы создаём условия для жизни не только современников, но и будущих поколений.

Источник: https://videouroki.net/video/31-vliyanie-hozyajstvennoj-deyatelnosti-cheloveka-na-rastitelnyj-mir.html

§ 32. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений

Влияние деятельности человека на растения

1. Какие факторы влияют на развитие растительного мира?

На развитие растительного мира влияют самые разнообразные факторы окружающей среды: количество света, количество тепла, перепады температуры воздуха, влажность, высота над уровнем моря, животный мир характерный для данной территории и хозяйственная деятельность человека.

2. Какие приспособления к природным условиям вырабатываются у растений?

Растения очень хорошо умеют приспосабливаться (адаптироваться) к окружающей среде. Например, у растений могут видоизменяться листья, стебли, корни и прочие части растения.

Так, у растений, произрастающие в засушливых условиях, листья могут видоизменяться в колючки, а у растений растущих на топких почвах могут образовываться дополнительные воздушные корни, которые поглощают кислород с поверхности земли.

Приспособления к природным условиям часто происходят уже на клеточном уровне, например в некоторых условиях цитоплазма растений становится более вязкой и эластичность или изменяется осмотическое давление внутри клеток. Кроме того, в зависимости от условий окружающей среды растения вырабатывают наиболее эффективный способ размножения и способ распространения семян.

3. Какое значение имеют растения в жизни человека?

В жизни человека растения играют огромную роль:

  • культурные растения человек употребляет в пищу;
  • из некоторых растений изготавливаются волокна для производства тканей и одежды;
  • лечебные растения используются человеком в медицинских целях;
  • некоторые растения, например рапс и каучук, выращиваются для изготовления промышленного сырья;
  • древесина деревьев используется для строительства домов, лодок и для производства бумаги;
  • растения — главные поставщики кислорода на нашей планете, поскольку только они способны преобразовывать углекислый газ в кислород, пригодный для дыхания;
  • растениями озеленяются города и другие поселения людей для того, чтобы они поглощали пыль и вредные вещества и очищали воздух, вдыхаемый людьми;
  • красота растений становится источником вдохновения, а также любимым способом отдыха для многих людей. 

Вопросы в конце параграфа

1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир?

Примерно 10 тысяч лет назад человек начал вводить растения в культуру и перешел от собирательства и охоты к земледелию. Началась распашка земель, раскорчёвка и выжигание лесов под поля и пастбища. Все это стало приводить к изменениям в природе: леса начали редеть, виды диких животных — сокращаться, реки — мелеть, а почвы — истощаться. 

Со временем все эти проблемы лишь усугублялись, поскольку интенсивность возделывания земель век от века лишь увеличивалась.

За последние 100 лет появились и новые проблемы: устройство гидроэлектростанций изменило русла многих рек и целые природные сообщества были затомлены, вокруг крупных городов появились свалки мусора, которые стали приводить к болезням и гибели отдельных растений и природных сообществ. 

Можно сказать, что в результате хозяйственной деятельности человека были уничтожены 2/3 всех лесов на планете, миллионы гектар плодородных земель превратились в пустыни и с лица Земли навсегда исчезли сотни видов растений.

2. С какой целью создают заповедники? В чём их отличие от заказников?

Заповедники создаются с целью сохранения наиболее ценных и уникальных уголков природы. На территории заповедников запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

В отличие от заказников, заповедники охраняют только наиболее ценные растения и животных, а весь природный комплекс, расположенный на территории заповедника.

3. Как охраняют природу в нашей стране?

В нашей стране активно работают государственные и общественные организации защитников окружающей среды.

Государственные органы принимают различные законы, направленные на сохранения природы, проводят мероприятия, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий, создаются заповедники, заказники, ботанические сады и национальные парки, способствующие сохранению редких и исчезающих видов растений.

4. Какова роль растений в оздоровлении окружающей среды?

Растения помогают людям выявлять наиболее загрязнённые участки местности. Например мхи, пихты, ели, грабы и некоторые другие растения очень чутко реагируют на загрязнения окружающей среды.

Наблюдая за этими растениями, ученые могут быстро определить уровень загрязнения той или иной местности, чтобы начать предпринимать действия по восстановлению благоприятной среды для живых организмов планеты.

Также растения помогают людям бороться с загрязнением окружающей среды. Так, тополь, каштан, акация белая, ольха, ива, боярышник, акация жёлтая, сирень, берёза, лиственница и множество других растений способны выживать даже в самых загрязнённых районах. Они активно поглощают из воздуха вредные вещества и пыль, а после переработки выделяют в окружающую среду чистый и свежий воздух. 

Именно поэтому в городах и других населённых пунктах делается озеленение, а промышленные предприятия окружаются лесом или лесопосадками.

5. Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты?

Чистая и здоровая окружающая среда, зелёные насаждения — это залог жизни на Земле. Человек не может жить в условиях сильного загрязнения воздуха, люди начинают болеть, быть вялыми, пассивными. В некоторых случаях экологические проблемы могут привести даже к гибели людей и животных.

Именно поэтому, охраняя природу мы охраняем возможность продолжения жизни человечества на нашей планете. Уменьшение загрязнения природы, создание возможности для её очищения, рациональное использование ресурсов — все это очень важная работа для всех без исключения народов мира.

Словарик

Заповедник — это ценный уголок природы, в которых законом запрещена любая хозяйственная деятельность.

Заказник — это природный комплекс или район, в которых на законодательном уровне охраняются определённые растения или животные.

Ботанический сад — это специальное учреждение, в котором собраны коллекции редких растений, и растений, только вводимых в культуру.

Рациональное природопользование —  это способ использования природных богатств человеком, при котором человек старается минимизировать наносимый природе ущерб, а также проводит мероприятия по восстановления природы.

Источник: https://bio-geo.ru/uc-pasechnik-6-32/

Влияние человека на растительный мир, охрана растений. урок. Биология 6 Класс

Влияние деятельности человека на растения

Человек разумный появился на земле около 200 тыс. лет назад.

Антропогенные факторы – факторы, которые по происхождению связаны с деятельностью человека.

Экология – наука об отношении организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Около 10 000 лет назад человек начал одомашнивание растений и животных. Так человек перешел от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В результате хозяйственной деятельность уменьшилось количество диких животных, площади лесов.

Уменьшение площади лесов привело к обмелению рек. Истощились почвы, стало больше оврагов, участились суховеи. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья.

Аральское море

Аральское море (см. Рис. 1) – бывшее соленое озеро на границе Казахстана и Узбекистана. Начиная с 60-х годов прошлого века, из питающих его рек производился забор воды для орошения полей. И уровень воды в море стал падать, оно распалось на 2 водоема.

До обмеления Аральское море было 4-м по величине озером мира. На бывшем дне озера откладывались ядохимикаты с полей, которые с пылью разносятся на окружающие территории. И рост дикой растительности тормозится.

Согласно расчетам ученых, спасти Аральское море невозможно даже при полном отказе от забора воды.

Рис. 1. Аральское море

Загрязнение воды, воздуха, почвы может вызывать нарушение и гибель природных сообществ. Поэтому в разных странах есть законы, регламентирующие использование природных богатств.

Но в середине XX века хозяйственная деятельность человека привела к очень серьезным последствиям.

Растения подвержены действию загрязнения окружающей среды. Загрязнение может быть химическим (выхлопные газы), физическим (нагрев воды от ТЭЦ, шум) и биологическим (ввоз борщевика Сосновского (см. Рис. 2) на территорию России, ввоз кроликов на территорию Австралии, что привело к значительному уменьшению кормовой базы).

Рис. 2. Борщевик Сосновского (Источник)

Газы (выхлопные, промышленные) вызывают гибель растений: листья опадают, корни отмирают. И многие растения могут совсем исчезнуть. Для оздоровления окружающей среды на выхлопных трубах устанавливают фильтры, которые задерживают ядовитые вещества. Исчезновение растений губительно скажется на человеке.

В настоящее время во всех развитых странах принимают законы и проводят мероприятия по защите окружающей среды.

Охраняемые природные территории создаются для сохранения наиболее редких и ценных видов.

Заповедник – территория, где полностью запрещена любая хозяйственная деятельность.

Заказник – территория, где охраняется часть природного комплекса, которая обеспечивает выживание определенных видов растений и животных. Хозяйственная деятельность, которая не затрагивает эту часть комплекса, здесь может быть разрешена.

Национальный природный парк – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедника, сюда допускаются туристы. В ограниченных масштабах разрешена хозяйственная деятельность.

Ботанический сад – территория, на которой содержится коллекция живых редких растений.

Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Зеленая книга является государственным документом, в котором собраны сведения о современном состоянии редких, исчезающих и типичных природных растительных сообществ, нуждающихся в охране и имеющих важное значение как составная часть биологического разнообразия.

Растения имеют разную чувствительность к условиям окружающей среды, наиболее чувствительны мхи, пихта, граб.

Особенно чуткие виды называют видами-индикаторами, наблюдая за ними можно оценить состояние окружающей среды.

Лихеноиндикация

Лихеноиндикация – метод определения состояния окружающей среды при помощи лишайников. Лишайники впитывают влагу всем телом, так же могут поступать и токсичные вещества.

Поэтому лишайники особо уязвимы к действию загрязнения воздуха. Первые сообщения о массовой гибели лишайников в окрестностях промышленных городов относятся ко второй половине XIX века.

Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.

Наиболее устойчивые растения следует использовать для озеленения и создания защитных лесополос. К загрязнениям атмосферного воздуха устойчивы тополь, лиственница. Они поглощают многие вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями.

Леса вокруг промышленных городов поглощают и обезвреживают вредные вещества.

Вымирание – естественный процесс

Животный и растительный мир древности сильно отличался от современного. Многие группы растений полностью вымерли. Вымирание – один из основных процессов эволюции. За жизнь планеты насчитывают 5 массовых вымираний видов. Последнее из них – вымирание динозавров.

В России работают общественные и государственные организации защитников окружающей среды.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.  Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 293, задания и вопросы 1, 4 (Источник).
  2. Какие существуют природоохранные территории? Охарактеризуйте их.
  3. Что такое антропогенное влияние?
  4. * Подумайте, как можно было бы улучшить экологическую ситуацию в вашем регионе. Что для этого уже сделано?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/6-klass/evolyutsiya-rasteniy/vliyanie-cheloveka-na-rastitelnyy-mir-ohrana-rasteniy

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий