Условия сохранения здоровья человека

Условия сохранения здоровья школьников при работе с компьютером – успехи современного естествознания (научный журнал)

Условия сохранения здоровья человека
1 Здоровье – величайшая человеческая ценность. Хорошее здоровье -основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности; болезнь – ограниченная в своей свободе жизнь.

Поэтому одним из важнейших богатств нашего общества надо считать здоровье детей, состояние которого в современных условиях не может не вызвать постоянной тревоги.

Валеология (лат. valeo – здравствовать) – это наука об индивидуальном здоровье человека, его критериях и уровнях. Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

Целью валеологии является вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма. Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни.

Учитель в школе должен создать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, привить любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от нее.

Основной идеей валеологической работы в школе стало формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных факторов.

Наше исследование направлено на разработку методики валеологического воспитания в школьном биологическом образовании. Валеологическое воспитание – целенаправленное формирование у школьников здорового образа жизни.

Валеологической воспитание позволяет сформировать у школьников систему практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развивать и совершенствовать психофизические способности, качества и свойства личности.

На основе этого мы определяем следующие задачи валеологического воспитания:

  1. формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни»;
  2. формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей;
  3. развитие понимания школьниками ценностей семьи, ее роли для сохранения физического и нравственного здоровья человека;
  4. усвоение правил здорового образа жизни;
  5. развитие стремления вести здоровый образ жизни, отказ школьников тот вредных привычек.

Широкое внедрение в современный образовательный процесс новых информационных технологий для совершенствования системы образования и повышения компьютерной грамотности учащихся для обеспечения их доступа в глобальное информационное и образовательное пространство не может не вызывать беспокойство за здоровье подрастающего поколения. Компьютеры негативно воздействуют на детский организм: являются источником электромагнитного и электростатического полей, которые в свою очередь усиливают возбудительные процессы в центральной нервной системе; влияние аэроионного состава воздуха приводит к неудовлетворительному самочувствию, повышенной утомляемости, частым головным болям; влияние на зрение приводит к появлению «пелены» перед глазами, нарушается сон, изменяется психофизическое состояние организма.

Работать с компьютером вредно, как вредно смотреть телевизор, читать, писать и т.д. Но по утверждению специалистов-медиков, работать за компьютером гораздо полезнее, чем писать, так как работа с клавиатурой развивает точки, расположенные на кончиках пальцев и таким образом стимулирует жизненную активность. Компьютер является одним из основных источников информации для детей.

Поэтому сейчас МО РФ совместно с Минздравом РФ разрабатывают санитарно-гигиенические нормы для разработки, в том числе и электронного продукта, т.е. того продукта, который делается для школы, который пойдет в Интернет – он должен удовлетворять нормам, которые удовлетворяют развитию здоровья ребенка.

Это и размер шрифта, и цветовой фон; например, при разработке первого электронного учебника при выборе наименее вредного экранного фона для ребенка неожиданно оказался черный и на нем цветной шрифт.

И при работе с информационными технологиями мы должны думать о том, что они позволяют детям совершить прорыв, значительно ускорить процессы адаптации ребенка к современному миру и его социализации в той среде, в которой мы сейчас оказались.

Есть исследования Российской академии образования, которые показывают – работа с Интернетом, с информационными технологиями повышает уровень образовательных достижений ребенка примерно на 30-40%.

Одновременно также социологами доказано, что на самом деле культурные потребности ребенка, его образовательные потребности в значительно большей степени удовлетворяются, если он использует эти технологии. Это очень важный показатель при создании комфортных технологических условий для обучения и воспитания в школе, оптимальной организации учебной психологической и физической нагрузки необходимо исходить из законодательного трудового кодекса о создании рабочих мест, потому что во многом от создания этих условий и от того, в каких условиях находится учитель, зависит образование школьников.

Поэтому мы считаем обязательным ознакомление школьников с правилами работы на компьютере: ограничить время работы за компьютером; использовать компьютер по назначению, а не в игровых целях; использовать меры защиты от электромагнитного и электростатического полей и т. д.

Библиографическая ссылка

Кошкина М.А., Семчук Н.М. УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 1. – С. 102-103;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7903 (дата обращения: 16.02.2020).

Источник: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7903

Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

Условия сохранения здоровья человека

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Роль здорового образа жизнив сохранении и укреплении здоровьяучащихся общеобразовательной школы

СОДЕРЖАНИЕСТР
Введение……………………………………………………………….……..4
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. ……..7
1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни……………………………………………7
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников……………………………………………………11
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты……………………14
1.3.1. Плодотворный труд……………………………………………………18
1.3.2. Искоренение вредных привычек……………………………………..19
1.3.3. Рациональное питание…………………………………………………22
1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни……………………………………………………..27
1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………29
1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни………………………………………………………………………….31
1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников………………………………..33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………37
2.1. Организация исследования……………………………………………..37
2.2. Методы исследования…………………………………………………..37
2.2.1. Анализ литературных источников……………………………………37
2.2.2. Анкетирование…………………………………………………………38
2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам………………………………………………………41
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………..43
Выводы………………………………………………………………………..48
Список используемой литературы………………………………………….49

ВВЕДЕНИЕ

Проблема здоровья человека вконтексте общечеловеческих ценностейприобретает все большее значение.Широкий общественный резонанс получаетпонимание того, что среди проблем,решение которых не должно зависеть отобщественно-политических коллизий,центральное место занимает проблемаздоровья детей, без решения которой устраны нет будущего (Никитушкин В.Г.,Спирин В.К., 2002).

По даннымМинздрава, до 60-70% школьников к выпускномуклассу имеют нарушения органов зрения,30% – хронические заболевания. Состояниездоровья детей и подростков неуклонноухудшается. Доля здоровых детей к концуобучения в школе не превышает 20 – 25 %, ав Санкт-Петербурге здоровых выпускниковвсего 3 – 4 % (Зусманович Ф.Н., 1998, ХасинЛ.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б., 1999).

Данные о заболеваемости детейявляются одним из основных критериевв оценке состояния здоровья детей иэффективности мероприятий по его охранеи улучшению (Петраковский Б.В., 1998).

Очевидным является также утверждениео том, что в сложной системе факторов,влияющих на состояние здоровья,существенную роль играет оптимальныйуровень двигательной активности, а также стиль жизни современных школьников.

Проблема здоровья учащихся становитсяприоритетным направлением развитияобразовательной системы современнойшколы, стратегическая цель которой -воспитание и развитие свободнойжизнелюбивой личности, обогащеннойнаучными знаниями о природе и человеке,готовой к созидательной творческойдеятельности и нравственному поведению(Трещева О.Л., 1998).

Ведущими задачамишколы в настоящее время являются:развитие интеллекта, формированиенравственных чувств, а так же забота оздоровье детей. Все это согласуется сосновными направлениями проекта реформыобщеобразовательной школы (1998), в которомна одном из первых мест стоит здоровьешкольников.

Школа в своей деятельностиисходит из необходимости творческогоразвития личности, содействуетстановлению, развитию интеллектуальных,психофизических способностей, социальномусамоопределению.

Все это возможно толькопри наличии здоровьетворящей среды вобразовательном учреждении, психологическогокомфорта учащегося и учителя, системноорганизованной воспитательной работыпо формированию стиля жизнедеятельности(Абаксимова Н.П., 2000, Бальсевич В.К.,Лубышева Л.И., 1995, Жулина Г.В., 2002).

В свою очередь, здоровьетворящаясреда обеспечивается наличием условийсохранения и укрепления здоровьяшкольников, с одной стороны, ицеленаправленным формированием культурыздоровья всех участников образовательногопроцесса – с другой. Центральное местов культуре здоровья занимаютценностно-мотивационные установки, атакже знания, умения, навыки сохраненияи укрепления здоровья, организацииздорового образа жизни (Павлова И.В.,1999).

Таким образом, изучение отношениясовременных школьников к основамздорового образа жизни и физическойкультуре как неотъемлемой слагаемойформирования его является актуальным,так как содержит важную информацию дляработников общеобразовательных учебныхзаведений, родителей и учителей.

Целью работыявилосьизучение влияния занятийфизическими упражнениями как определяющегокомпонента формирования здоровогообраза жизни на состояние здоровьяучащихся общеобразовательной школы. Задачиработы:

  1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.

  2. Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.

  3. Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.

Гипотеза:акцентируемое влияние на формированиеоснов здорового стиля жизни посредствомвоспитания потребностей и уменийсамостоятельно заниматься физическимиупражнениями будет способствовать сохранению и укреплению здоровьяучащихся.

ГЛАВА I.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Философские, психофизическиеи социально-психологические факторыздорового образа жизни

Проблема здорового образа жизниимеет древние философские корни,связанные с рассмотрением таких вопросов,как отношение человека к бытию, смыслужизни, соотношение духовного и телесного,наслаждение и аскетизм, потребление иобладание, разумное и неразумное,рациональное и иррациональное, связьс миром и окружающей средой, стремлениек самосохранению счастью (Соловьев Г.М.1999).

Аристотель утверждал, чточеловеческая душа самая сложная. Онасостоит из трех частей, обладает всемифункциями растительной и животной душии, кроме того, специфически человеческойфункцией – умом, мышлением, рассуждением.

«В большинстве случаев, очевидно, душаничего не испытывает без тела и недействует без него, например, при гневе,отваге, желании, вообще при ощущениях…,состояние души имеет свою основу вматерии» (Андрейченко Л.А, 2000).

Великий метафизик и философПифагор, философы Сократ и Платон всвоих произведениях касались вопределенной степени проблемы здоровогообраза жизни, гармонии духовного ителесного в человеке. Говорят, чтодревним грекам принадлежит высказываниео том, что в здоровом теле, здоровый дух.

Однако это крылатое изречение нельзяпонимать в прямом смысле. Это не аксиома,а всего лишь предположение о возможностивлияния и взаимоотношения тела и духа,их гармонии. Подтверждением этомуявляются слова Демокрита о том, чтотелесная красота животна, если за нейнет ума. По этому поводу английскийфилософ Ф.

Бэкон писал, что тело и душа– это две различные сущности, однаковзаимодействующие и «раскрывающие другдруга», что можно кое-что узнать о теле,исходя из состояния духа, и кое-что одухе, исходя из состояния тела. Высказывание Ф.

Бэкона о том, что телесноездоровье во многом определяет состояниедуха, звучит современно и являетсялаконичным выражением философскихвоззрений Демокрита (Соловьев М.Г.,1999).

Давно известно, что физическоесостояние тела действует на психофизическоездоровье человека. Это же наблюдениележит в основе и многих религиозныхпредписаний, касающихся выбора той илииной пищи и питья, соблюдение постов иплотского воздержания. Невежество естьзло, говорил английский философ М. Гоббс,ибо оно не приносит нам никакой пользы.

Поэтому поводу французский философ Б.Паскаль писал, что если бы последующеепоколение людей ничего нового неприбавляли к знаниям и опыту предыдущихпоколений, никакой прогресс в жизни, внауках был бы просто невозможен.

Приэтом он считал, что человек менее всегознает и понимает самого себя, коренныеусловия своего бытия, смысл своей жизни,свое истинное право (Магомедов А.А.,2000).

Профессори ректор Киево-Могилевской академии,глава ученой дружины Петра I,государственный и церковный деятельФеофан Прокопович принадлежал к числунаиболее выдающихся отечественныхмыслителей конца XVII– начала XVIIIв.

политик и историк, философ и математик,поэт и публицист, отрицал, что телочеловека, входящие в его естество, естьисточник греха и зла вообще, по природеоно доброе и прекрасное. Красота, по егомнению, является таким же даром тела,как сила и здоровье.

Зло и грех, ведущиек страданию тела и души, возникают тогда,когда «человек правильного оных страстейупотребление к излишеству уклонится».Представления Прокоповича о счастье,благе, добре и зле неотделимы от егоразмышлений о гармонии души и тела.

Согласно его взглядам, конечной цельювсех человеческих поступков являетсядостижение счастья – «здравия телесного,под именем которого расположение икрасоту разуметь должно» (КохановскийВ.П., 2001).

В пониманииФ. Вольтера, французского философа,просветителя, жившего XVIIвеке, люди жалки и несчастны в смыслеих естественной подверженности болезнями их смертельности, но они в состоянииуспешно противодействовать этому«физическому злу» ( Вольтер, 1985).

Источник: https://works.doklad.ru/view/tCJh-HZWCYs.html

Условия сохранения здоровья

Условия сохранения здоровья человека

Здоровье — это такое состояние организма, когда в нем отсутствуют болезни. Однако человек по разным причинам качественно изменяет это состояние и создает новое, при котором защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены. И тогда организм, не имеющий необходимых сил для отражения вредного воздействия из внешней среды, заболевает.

Болезнь является следствием ослабления жизненных сил человека по причине запредельных или продолжительных душевных, нервных или физических нагрузок на организм. Болезнь — это взрыв, возмущение организма против насилия над ним, невозможность его сопротивляться отрицательному воздействию извне или изнутри.

Это происходит по причине нежелания человека сдерживать напор его страстей, эмоций и чувств, превышающих предельно допустимые возможности организма сохранять нормальное функционирование. Балансирование на грани допустимого и невозможного приводит к болезни.

Чтобы быть здоровым физически и духовно, надо во всем придерживаться чувства меры и находиться в согласии с самим собой. А поскольку физическая деятельность организма подчиняется сознанию, болезни всех органов человека снимаются воздействием на сознание.

Изменить свою жизнь, а также исправить свое здоровье можно лишь изменив свои мысли, а вслед за ними и некоторые привычки. Нарушение связи между душой, умом и сердцем приводит к значительному снижению или потере жизненных сил, к душевной усталости, а от нее — к ослаблению иммунитета и болезням.

С первых мгновений своего появления на свет человек испытывает на себе воздействие различных раздражителей внешнего, мира, в том числе и инфекций. Сильный здоровый организм даже при наличии в нем или на нем инфекций легко справляется с этой проблемой.

Болезни не возникают случайно и неожиданно, их «трудолюбиво» зарабатывают люди своими конкретными делами.

Наблюдения за долгожителями и редко болеющими людьми показывают, что веселые, жизнерадостные, незлобивые, целеустремленные и аккуратные люди дольше живут и гораздо меньше болеют, чем те, кто не обладает этими качествами.

Человек, страдающий каким-либо заболеванием и желающий излечиться, должен сначала разобраться в своей жизни, проследить за ней с того момента, когда он стал осознавать окружающий его мир, увидеть и найти тот отрезок жизни, где он перешел запретную черту, пошел против себя, своего организма и своей совести, стал разрушителем добра и справедливости вокруг себя или в себе самом. Человеческое сознание очень мало изучено, в нас самих кроется целая вселенная со всеми ее загадками. Воздействуя на свое сознание, мы создаем для себя богов, религии и идеологии, восстанавливаем свой организм и разрушаем его. Подчиняем сознание своей воле или подчиняемся воле других людей, нередко бесчестных и корыстных, изменяющих чужую жизнь по своему усмотрению.

 Исходя из этого, далеко не каждый по-настоящему желает излечиться.

Одни, устав от борьбы или не желая бороться с недугами и с собой, полагаются преимущественно на помощь врачей и целителей, на магов и волшебников, которые должны постоянно с ними заниматься и заставлять выполнять определенные действия и процедуры.

Другим, в большей или меньшей степени, доставляют удовольствие самоистязания. Им даже нравится быть больными, вызывать жалость у окружающих, пользоваться их заботой и вниманием, они как бы самовыражаются в своей болезни.

Такие больные много и даже с некоторой гордостью говорят о своих болезнях и неудачах в жизни, смакуя их, словно ожидая от кого-то награды за свое терпение или, на худой конец, восхищения ими. Лиши их этих «удовольствий», дай им жизнь здоровых людей с их проблемами, наверняка среди больных найдутся такие, кто откажется от выздоровления.

Есть и такие, которые считают себя больными, хотят серьезно заняться своим лечением и мечтают вылечиться, но только после того, как решат все другие проблемы, которые могут никогда не закончиться. И лишь немногие, бросив почти все дела, решительно берутся за лечение, надеясь прежде всего на свои силы.

Они постоянно теснят болезнь, выдавливая ее по капле из своего сознания и организма, не позволяя ей взять верх, не соглашаясь стать ее заложниками и рабами. Эта категория людей ближе других к излечению.

Стремлением излечиться должна быть переполнена каждая клетка организма больного, это желание должно превосходить все прочие и быть тесно связано с верой в излечение.

Злые и раздражительные люди больны уже по одной этой причине. И даже удовлетворение своей мести или зависти не дает им полного покоя, они остаются в состоянии вечной войны с людьми, обстоятельствами и с самими собой.

Своим поведением, отношением к окружающему их миру они изменяют состав своей крови, вырабатывают собственный яд, который их же и губит.

В подобных случаях необходимо каждому для себя решить: расстаться ли с такими вредными для организма привычками и чертами характера, как зло, зависть, стяжательство, месть, затаенная обида, неуемная тоска, пьянство, курение и т. п., или оставить все без изменения, готовя тем самым себе новые мучения.

Чтобы быть здоровым, надо стараться во что бы то ни стало избавиться от вредных эмоций, иссушающих душу, лишающих покоя на долгое время, а то и на всю жизнь, делая ее пыткой, а организм — хранилищем болезней. Надо хотеть и уметь прощать; простить нельзя только” подлости и предательства, но и помнить о них постоянно — пустое дело.

А как же больные дети, могут спросить меня, в чем они успели прогневить Бога, какой отрезок жизни им пересматривать, если она только началась?..

Беда детей в том, что они платят своим здоровьем (как физическим,, так и психическим) за наши поступки, наше отношение к ними за то, как и кем мы их воспитываем, кого мы пытаемся из них создать и пытаемся ли вообще.

Избалованные дети, как и дети, лишенные внимания родителей, несут большие нервные и психические нагрузки, которые сказываются на их здоровье, поступках, судьбе. Перекормленные или истощенные дети также приобретают множество болезней.

Дети получают по наследству или приобретают в процессе проживания со своими родителями педагогические, духовные, физические и психические дефекты своих родителей, которые, вступая в брак, мало задумываются над этим. Дети — это зеркало, в котором отражаются наше отношение к миру, наша личность, дети — наши награда и наказание.

Сколько любви, внимания, времени и разума мы отдадим своим детям, столько же и получим от них впоследствии.

В природе действует мудрый и неотвратимый Закон справедливости, или Закон равновесия хорошего и плохого, добра и зла, любви и ненависти — и ответственность по этому закону вравной мере несут абсолютно все.

Каждое движение нашего ума, души и сердца учитывается этим законом, и за наши деяния воздается нам или нашим потомкам раньше или позже, — но в полной мере и обязательно в конкретной человеческой жизни!

Ни одна болезнь не приходит без причины, между поступками человека и их последствиями всегда существует причинно-следственная связь.

Накапливаясь в человеческом сознании, мысли и эмоции пытаются реализовываться в новое качество — в поступки. От вредных или нежелательных поступков и привычек возникают болезни.

Найдя причину, можно устранить болезнь, контролируя свои действия и свою жизнь, можно вообще избежать большинства болезней.

Причинами заболеваний, кроме характера поведения человека и наследственных факторов, могут стать климатогеографические особенности места проживания, воздействие сезонных факторов среды, характер труда и условия быта, режим питания, особенности половой жизни, а также инфекции и травмы. Таким образом, причинами всех болезней являются образ жизни, наследственность, среда обитания и питание. И если мы не в силах порой изменить среду своего обитания, то изменить наш образ жизни, систему питания и наследственность наших детей нам по силам.

Отсутствие видимых признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о полном здоровье, так как болезнь, например в скрытом (латентном) периоде, может и не иметь внешних проявлений.

Состояние здоровья может быть установлено на основании объективных ощущений конкретного человека совместно с данными клинического обследования, с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек.

Таким образом, чтобы постоянно поддерживать свой организм в здоровом состоянии, необходимо выполнять определенные правила или условия существования в окружающей среде. Среди множества условий, позволяющих человеку сохранить здоровье на высоком уровне в течение всей жизни, можно выделить основные:

—        Сохранение и накопление жизненных сил.

—        Влияние на человека окружающей среды.

—        Питание — способ существования организма.

—        Движение и покой — основы жизни.

—        Очищение организма от вредных веществ.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/425/1.htm

Конспект урока по ОБЖ «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества»

Условия сохранения здоровья человека

МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»

Конспект урока по ОБЖ

«Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества».

Класс: 10

Учитель: Джабраилов Д. М.

2016 г.

Цель урока: убедить учащихся в необходимости наблюдать и анализировать свое состояние здоровья и вести здоровый образ жизни.

Задачи урока:

Образовательные – способствовать расширению представления о здоровом образе жизни как необходимом условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Развивающие – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.

Воспитательные – воспитывать чувство ответственности за свое состояние здоровья и других, за работу в группе учащихся.

Оборудование : Таблицы по теме урока, плакаты и рисунки приготовленные детьми, тексты, компьютер, презентация.

Х О Д У Р О К А :

1. Организационный момент: Приветствие!

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Вам говорим от души.

Приветствуем всех, кто время нашел,

И в школу нашу сегодня пришел.

Здравствуйте дорогие друзья! Говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда ни-будь о том, почему в приветствии людей пожелание друг – другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность.

2. Работа по пройденному материалу:

1. Выстройте «ценности» в том порядке которые приемлемы вам.

(Богатство; счастье; слава; удача; деньги; здоровье.)

Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Правильно ребята. ЗДОРОВЬЕ – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу.

Он может успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

– В настоящее время существует целый ряд определений здоровья:

ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНИ.

СПОСОБНОСТЬ НОРМАЛЬНОЕ

ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

К ПОСТОЯННО МЕНЯЮ- В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК ЩИМСЯ УСЛОВИЯМ СУ- ЗДОРОВЬЕ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕ- ЩЕСТВОВАНИЯ В ОК- ДА».

РУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

СПОСОБНОСТИ К ПОЛ- ПОЛНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ,

НОЦЕННОМУ ВЫПОЛНЕ- ДУХОВНОЕ, УМСТВЕННОЕ

НИЮ ОСНОВНЫХ СОЦИ- ИСОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПО-

АЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ. ЛУЧИЕ.3. Новый материал:

Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна и требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения.

Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека.

Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни индивида, его привычек и пристрастий. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%. (см. таблицу).

– Поэтому цель нашего урока – не только получить представление о том, что такое здоровый образ жизни, но и задуматься о необходимости быть здоровым.

– Прежде чем я представлю возможность для выступления каждой группе, давайте выясним: что такое здоровье?

Ответы детей:

Здоровье – это высокая работоспособность, хорошее настроение, уверенность в себе, бодрость, доброта, успешность в учебе и жизни вообще».

Здоровье – это способность человека к самосохранению и саморазвитию». И т. д.

ЗДОРОВЬЕ – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.Определение понятие «здоровье» в общественной форме дает академик Д.В. Колесов.

Он пишет: «Здоровье – системное качество организма и психики человека, определяемое совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создание крепкой дружной семьи, рождение и воспитание детей».

А от чего зависит здоровье человека?

Ответы: Наследственность, экология, питание.

Что вы понимаете под здоровым образом жизни?

Ответы: Здоровый образ жизни – это практические действия, направленные на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.

Обобщение: Это не только отсутствие вредных привычек. Здоровый образ жизни – это оптимальная организация своей жизнедеятельности изо дня в день; это поведение человека, обеспечивающее его собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

4. Учитель: Переходим к рассмотрению факторов образа жизни и их их влияния на здоровье. Итоги вашей работы в группах и ваши выводы и рекомендации.

Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т.д.).

Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут заниматься спортом, но занимаются им сравнительно не многие.

Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Выступление учащихся 1 группы по теме:

«ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ».

Например, физические упражнения – это полезная для здоровья привычка.

Тот, у кого она есть, очень скоро становится более активным, трудоспособным, может легко справится с нервным напряжением и плохим настроением, Физические упражнения являются неотъемлемой частью здорового образа жизни, без физической активности состояние человека значительно ухудшается, снижаются и его интеллектуальные возможности.К системе здорового образа жизни относится и закаливание. Закаливание – повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным климатическим факторам внешней среды, которые вызывают состояние стресса, то есть напряжение. Среди таких факторов – резкие перепады температуры воздуха, влажности, атмосферного давления. Способы закаливания известны издавна – это правильно организованные воздушные, водные, солнечные ванны и физические упражнения. Но эффект физкультуры, закаливание не долговечен, он сохраняется, если этот процесс постоянен и последователен

Выступление учащихся 2 группы по теме:

«Особенности питания и здоровье».

К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят правильное рациональное питание. Роль пищи в сохранении здоровья очень велика. Пища оказывает влияние на работоспособность, умственное и физическое развитие, продолжительность жизни человека.

Несмотря на то, что оздоровительных систем питания много, все они имеют общее состовляющие;

– энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма;

– химический состав пищевых веществ должен соответствовать физическим потребностям организма;

– питание должно быть максимально разнообразным;

– надо учитывать, что в питании важную роль играют бактерии, живущие в кишечнике человека и участвующие в процессе пищеварения;

– необходимо соблюдать режим питания.

В состав полноценного питания должны входить питательные вещества пяти классов: углеводы, жиры, белки, витамины, неорганические вещества и микроэлементы. Надо учитывать, что для нормального питания необходимо более 40 различных, так называемых, незаменимых веществ.

К ним относится и клетчатка, которая, хоть и не переваривается, однако необходима для того, чтобы пища могла нормально продвигаться по кишечнику. Кроме того, ученые обнаружили важных участников процесса пищеварения – это бактерии, которые живут в кишечнике человека.

Выступление 3 группы учащихся по теме:

«Вредные привычки. Курение. Алкоголь. Наркотики».

Вредные привычки не проявляются сразу. Они возникают после долгого повторения действий. Значит, надо вовремя задуматься, к чему ведет действие, которое ты так часто повторяешь. Вредные привычки лучше не приобретать, потому что избавляться от них трудно.Самые вредные привычки – это курение, употребление алкоголя и наркотиков.

«Курение» – это привычка, отвратительная для взора, мерзкая для обоняния, вредная для мозга и опасная для легких». Король Джеймс Первый, 1604 г.

По данным организации «Акция против курения» Россия занимает 3 место в мире по количеству выкуриваемых сигарет. В первую пятерку потребителей сигарет входят такие страны, как Китай, США, Россия, Япония, Индонезия.

Медики установили, что каждая папироса стоит курящему 15 минут жизни.

Курение перестает быть уделом только мальчишек, к сигаретам тянуться девочки. Наблюдается явная тенденция приобщения к никотину в более раннем возрасте.

«Алкоголь» – наркотическое вещество, которое влияет на психику. Пьяный человек становится самонадеянным и несдержанным. При регулярном употреблении алкоголя человек теряет самообладание, самоконтроль, осторожность. Привычка употреблять алкоголь приводит к алкогольной зависимости, которая очень трудно лечится.

В подростковом возрасте алкоголь особенно губителен. Он задерживает рост и развитие, плохо влияет на умственные способности и здоровье. Алкоголь ухудшает память, снижает успешность обучения, вызывает головную боль, тошноту и рвоту, нарушает координацию движений.

Среди всех вредных привычек есть такие, которые смертельно опасны для организма, к ним относятся НАРКОМАНИЯ.

Наркомания – это болезнь влечение или пристрастие к наркотическим веществам с целью добиться одурманивающего состояние. Наркотические вещества влияют на мозг, поэтому применение наркотиков сначала входит в привычку, а затем превращается в болезнь. Возникает сильная потребность в приеме наркотика, появляется психическая и физическая зависимость. Организм сам себя отравляет и убивает.

Почему же люди употребляют наркотики? Сначала при приеме наркотика возникает чувство свежести, легкости, физической легкости, человеку кажется, что он полон сил. Но это лишь обман, иллюзия, игра воображения, потому что наркотики вызывают расстройство сознания. На самом деле наркотик приступает к уничтожению человека.

Как только человек отказывается от наркотиков, то возникает «синдром отмены». Это состояние при котором появляется страх, отчаянье, сильные головные боли, нервная дрожь, мышечные судороги, тошнота, рвота. Наркоманы умирают в страшных мучениях.

Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от образа жизни.

Всем стоит задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? Выбор пути создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни должен сделать каждый человек сам.

Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать ее формированию. Этими ориентирами являются следующие стремления:

– четко сформулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

– знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и

Укреплению здоровья;

– соблюдать гигиену и правила питания;

– соблюдать режим труда и отдыха;

– быть оптимистом, двигаться по пути укрепления здоровья. И т.д.

6

Источник: https://kopilkaurokov.ru/obzh/planirovanie/konspekt_uroka_po_obzh_zdorovyi_obraz_zhizni_kak_neobkhodimoe_uslovie_sokhraneni

7.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Условия сохранения здоровья человека

Сохранение здоровья требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда. При этом вам необходимо уяснить одну истину: о сохранении вашего индивидуального здоровья никто, кроме вас самих, в полной мере не позаботится. Если есть желание быть всегда здоровым, то необходимо помнить, что для этого нужны постоянные, целенаправленные усилия и немалые.

Необходима система личного поведения, которая характеризует общую культуру организации вашего труда и отдыха, рациональное сочетание физической и умственной нагрузки, рациональное питание, активный отдых и полноценный сон, а также умения и навыки безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Все это в целом и составляет систему здорового образа жизни.

    Запомните!
    Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.).

Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут заниматься спортом, но занимаются им сравнительно немногие.

Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Это должен знать каждый

Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

  • соблюдение режима дня;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • занятия физической культурой и спортом;
  • хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

  • курение;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;
  • неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.

Отметим, что здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — достижение полного духовного, физического и социального благополучия для себя, для нашего общества и государства.

Наступило лето. Пора в туристический поход

Вопросы

  1. Что следует понимать под здоровым образом жизни?
  2. Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?
  3. Какие факторы оказывают положительное влияние на состояние здоровья?
  4. Какие факторы оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья?
  5. Какие жизненные привычки могут способствовать сохранению и укреплению здоровья?

Задание

Проанализируйте свой образ жизни, оцените, какие ваши привычки не способствуют укреплению здоровья. Внесите определенные изменения в свой образ жизни. Определите приемлемую для вас систему образа жизни, которая удовлетворяла бы ваши жизненные запросы и потребности.

Источник: http://tepka.ru/OBZh_8/28.html

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий