Психическое и личностное развитие ребенка

Психическое и личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте, Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте, Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – Возрастная психология Библиотеки украинской ких учебникахів

Психическое и личностное развитие ребенка

Дошкольное детство охватывает младший дошкольный возраст (4-й год), средний дошкольный возраст (5-й год), старший дошкольный возраст (6-й год, у некоторых детей еще несколько месяцев 7-го года жизни).

На этом этапе кладаеться новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школі.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

В раннем детстве ребенок открыл для себя существование взрослых, сложный их мир раз отделение ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой она стремится к самостоятельности. Эта то енденция является естественной и постоянной.

Однако ребенок продолжает жить вместе со взрослым, входит в его мир его основной потребностью является участие в жизни и деятельности взрослых, поскольку в этом возрасте ребенок не может реа лизуваты себя из-за нехватки сил, умений, знаний.

Поэтому она становится взрослым в мыслях, воображении, ориентируется на него как на образец, перебирая на себя присущую взрослым определенную роль, подражает взрослым, действует, как доро слий, но в форме сюжетно-ролевой игры у ребенка появляются элементарные обязанности, ее связь со взрослым приобретает новые формы, что проявляется в замене совместной деятельности с самостоятельным выполнением его в приказовазівок.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение разнообразных отношений ребенка со сверстниками, образования детского группировки. Собственной внутренней позиции дошкольника отношению к другим людям свойственны раз свиток осознание собственного. Я и значимости своих поступков, огромный интерес к миру взрослых, их деятельности, отношенияв.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре, которая является формой творческой деятельности. Играя, ребенок сочетает в в себе роль автора пьесы и актера, декоратора и техника.

В игре он познает мир, отношения, роли, поведение людей, моделирует межличностные отношения в нем, учится ориентироваться в различных сферах человеческой й жизнедеятельности, овладевает правилами и нормами жизни.

В игре происходит самопознание, осознание своего внутреннего мира, овладения первыми формами саморегуляциції.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника не потому, что занимает больше свободного от сна времени в его жизни, а потому, что приводит важнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях его лич стости.

В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности учения (целенаправленный процесс усвоения знаний, овладение умениями и навыками), которое готовит переход ребенка к следующей стадии ро свитка – этапа младшего школьного возрастау.

свое время российский психолог. Алексей.

Леонтьев (1903-1979) отметил, что причина превращения игры на ведущую деятельность дошкольника состоит в расширении осознаваемого ею предметного мира к нему го относятся не только предметы, представляющие ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам может действовать (посуда, одежда, телефон, телевизор, мобильный телефон, а порой и компьютер), но и предметы, действия взрослым их, которые для нее физически недоступны (автомобиль и т.п.). В сюжетно-ролевой игре можно делать все, что недоступно в реальной жизни: самостоятельно управлять автомобилем, самолетом, поездом, делать покупки, грести веслами тощщо.

Следовательно, при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству основой трансформации игры есть осложнения предметной среды, овладение которым становится для дошкольника главной задачей

С историей возникновения игры связаны игрушки, которых не знали первобытные люди. Это свидетельствует, что игра возникла на определенном этапе исторического развития общества, на котором ребенок занял важное место в системе общественных отношений и межличностных отношений. Как известно, в.

С-5-летних детей проявляется сильная тенденция к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. На ранних исторических этапах, в первоначальном обществе, когда орудия труда были очень примитивными, малыш мог удовлетворять эту потребность своим участием в совместной работе с взрослыми (сбор ягод, корней, рыбалка и т.п.).

С развитием общества, циви лизации, усложнением орудий труда менялось место ребенка в системе общественных отношений. И если на определенных этапах исторического развития она еще могла работать рядом со взрослыми, используя меньшие по размеру, однако неизменные по внешним формой и функцией орудия труда (маленькую лопату, маленький лук и т.д.

), то современный ребенок не в состоянии это сделать, поскольку современные игрушки в большинстве своем мод елямы орудий труда, подобными настоящих только внешним видом (маленький тракторктор).

В филогенезе и в онтогенезе ребенка расширяется осознаваемый ею мир, возникает необходимость участия в деятельности взрослых, для нее недоступна. Тогда и возникает воображаемая ситуация, в которой малыш вроде оттуда творюе действия, поведение, отношения взрослых. Такая деятельность является ролевой общестою.

Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними

В ролевых играх дети используют различные игровые предметы, заменяющие реальные предметы деятельности взрослых. Как феномен, ролевая игра является социальной по своей природе, происхождению и содержанию.

Она разворачивается, по утверждению. Д. Бльконина, от конкретной предметной действия в обобщенную ролевой действия есть ложкой, кормить ложкой куклу, как мама, – такой схематический путь к ролевой декабрягри.

Основной единицей развернутой формы игровой деятельности роль и органически связанные с ней действия. В ролях воплощаются сюжет (сфера деятельности, которую дети отражают в игре) и содержание (то, что воспроизводится рис люком как характерный момент деятельности взрослых и отношений между ними) гри.

Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит по следующим направлениям:

1. Изменение сюжета игр. Для разных народов характерны особые сюжеты. Одновременно им свойственны общие тенденции развития: от игр на бытовой сюжет (“дочки – матери”у младших дошкольников) к играм с производством бничим сюжетом (“больница”,”железная дорога”,”школа”в средних дошкольников), а далее – с общественно-политическим сюжетом (“война”,”парламент”у старших дошкольников).

Это дает детям возможность воспроизводить найризном анитниши особенности человеческой деятельности, привлекать в игру любое количество сверстников, то есть воспроизводить широкую систему отношений.

В игре дошкольник открывает для себя различия между моральными и амор реальными поступками, поскольку он играет в реальной жизниальними й аморальними вчинками, оскільки він грає в реальне життя.

2. Изменение объекта игры.

В дошкольном возрасте игра развивается от воспроизведения действий с предметами (мытье посуды, приготовления пасочки, рисования писанки, одевание куклы – в младшем дошкольном возрасте) к вос орення отношений между взрослыми (в среднем дошкольном возрасте), а в старшем дошкольном возрасте главным становится исполнение правил согласно взятой на себя роли. Каждая роль соответствует проникнутым из сферы отношений взрослых правилам. Дети охотно подчиняются им или делают это под влиянием замечаний ровесников (“так не бывает”,”это делается не так”) робиться не так”),

3. Изменение отношения между мнимой ситуацией и правилом. На первых порах правило игры скрытое за ролью. С учетом этого. Л. Выготский утверждал, что все игры с правилами возникли из игр в воображаемой ситуации й. При этом прослеживается тенденция, по которой со свертыванием воображаемой ситуации разворачивается правилавило.

4. Изменение характера перенос значений с одного предмета на другой. В младшем дошкольном возрасте для ребенка важно внешнее сходство игрушки с реальным предметом. Позже сходство постепенно теряет с свою важностьсть.

5. Изменение действий. С развитием игровой деятельности действия ребенка становятся згорнутиниимы, превращаются в символические

6. Изменение характера отношений между детьми. В игре существуют игровые (отношение детей друг к другу как к ролей) и реальные (взаимоотношения детей между собой) отношения. На первых порах лидируют реальные отношения, как ки распространяются и на распределение ролей в игре. Со временем реальные отношения становятся все более подчиненными игровымовим.

https://www.youtube.com/watch?v=10Bm3lBrVj4

В психическом развитии ребенка игре принадлежит особо важная роль. Она формирует ее способность к произвольной деятельности и поведения, символических замен, саморегуляции, тренирует память, развивает восприятие, мыс слення, фантазию, способность к общению, волю. Игра способствует физическому развитию ребенка, создает его перспективу. Как утверждал. Л.

Выготский,”в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше в ид своей обычного повседневного поведения, она в игре будто на голову выше самого себя. Игра конденсированных включает в себя, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре будто пр обуе сделать прыжок над уровнем своего привычного поведенияоведінки “.

В процессе игровой деятельности зарождаются и выделяются новые виды деятельности дошкольника.

Типичной для этого возраста является художественная деятельность, которая дифференцируется на рисование, лепка, конструирование, виг изготовлению аппликаций, танцы, занятия по музыке, слушания сказок, чтение стихов, драматизацию.

Рисование, лепка, изготовление аппликаций, конструирование продуктивна, направленной на получение кинцевог в продукта (рисунка, слепленной фигурки и т.д.). Деятельностьтю.

Детские рисунки имеют определенные особенности. Чем разви-нениши у дошкольника восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее он отражает в своем творчестве действительность, тем м богаче будут его рисунки-фантазии.

Эта деятельность не только связана с уровнем развития психических процессов, но и отражает уровень развития личности в целом. В рисунке дошкольник не только обнаруживает р вены познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему.

Попросив его нарисовать предметы, сюжеты по собственному вкусу, можно увидеть, что интересует, увлекает его, почему он предпочитает.

Наблюдая за тем, кого из членов семьи нарисует дошкольник первым, каких размеров персонажи рисунков, где размещает себя, какие цвета использует, можно в определенной степени выяснить атмосферу в семье, ста влення его до ближайших людилюдей.

Даже при минимальных способностей ребенка к рисованию этот процесс положительно влияет на его развитие, поскольку он активизирует мышление, тренирует память, развивает воображение, настойчивость, усидчивость, учит а аккуратности в работе, упражняет руку, что очень важно в подготовке к школьному обучению.

В дошкольном возрасте начинают готовить ребенка к будущей трудовой жизни. Прежде сосредотачиваются на формировании у нее таких психологических предпосылок будущей трудовой деятельности, как умение действовать в по обстоятельствам и требований других людей, проектировать свои действия, способность к самоконтролю и самооценке; произвольные движения руки; двигательные навыкии.

В младшем дошкольном возрасте работа должна характер наследования. Ребенок сначала копирует работу взрослого, а затем начинает сотрудничать с ним в качестве помощника.

На этом этапе важно, чтобы решающим момен нтом в трудовом усилии была не его заинтересованность, а польза для других людей, будущий результат. Тогда даже самые неприятная работа будет приносить ему радость.

Для формирования интереса к трудовой деятель ьность необходимо умело поддерживать положительные эмоции ребенка в процессе рабораці.

На этапе старшего дошкольного возраста происходит усложнение трудовой деятельности детей по объему, видам, содержанию, отношением к ней и направленностью. Преобладает работа, связанная с самообслуживанием выполнением поручений взрослых, посильная помощь взрослым, изготовление саморобок.

В процессе игры, художественной деятельности, труда ребенок усваивает знания о себе, овладевает разнообразные навыки.

Однако усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта происходит только в п процессе организованной учебной деятельности.

Поскольку дошкольник вскоре станет школьником, основной деятельностью которого является обучение, необходимо подготовить его к этому. Эта работа предусматриваетає:

– формирование умения осознанно выделять образ действий;

– овладение общими способами действий, позволяющих решать практические, познавательные задачи, выделять новые связи и отношения;

– развитие умения самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

– овладение навыками контроля за способом выполнения действий и их оценки

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о целесообразности начинать подготовку к учебной деятельности по формированию умений контролировать и оценивать свои действия

Младшие дошкольники, как известно, имеют начальный уровень развития учебной деятельности их умственная деятельность еще не вполне осознанным процессом, поскольку, используя знания, умения, навыки они не нуждаются в них.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют готовность к усвоению знаний, решения познавательных задач, непосредственно не связанных с условиями их жизни и игровой деятельностью. В этом возрасте обучение ния обслуживает их практические потребностейи.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют способности к умственных и волевых усилий их уже не захватывают простые игры и игрушки, у них повышаются любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности те, появляется требовательность к себе и другим. На этой основе формируется способность решать разнообразные познавательные задачи. Это умение является важным критерием успешной учебной деятельности, оно дол нне сформироваться конце дошкольного периододу.

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_savchin_mv/psihichniy_osobistisniy_rozvitok_ditini_doshkilnomu_vitsi.htm

Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет

Психическое и личностное развитие ребенка

Дошкольный возраст — самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования.

Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно.

Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.

Одну из главных причин этого мы склонны усматривать в том, что существующее в науке многообразие теоретических концепций кризисных фаз детского развития опирается на явно недостаточную экспериментальную базу. Кроме того, в понимании кризисов развития постепенно намечается сдвиг этого понятия относительно тех представлений, которые впервые были сформулированы Л.С. Выготским [5].

Так, не отрицая наличия «переходных периодов», «скачков», «переломов в развитии» как особых моментов в психике ребенка, ученые стараются избегать самого термина «кризис» для их обозначения. Последний понимается как тяжело, неверно протекающий перелом в развитии [12], [13].

Подобный сдвиг в терминологии, замена термина «кризис» на «перелом», «скачок» приводит к тому, что в отдельных работах критический период оказывается утраченным, поглощенным стабильным периодом [17], а в других, там, где он преимущественно связывается с негативной симптоматикой в детском поведении, он фиксируется в нетипичных для него возрастах, например в 5,5 лет [22].

Наметившиеся расхождения в позициях исследователей, обусловлены слабой теоретической проработкой проблемы кризисов и неразработанностью критериев, по которым можно судить является ли то или иное проявление психической активности формой существования личностного новообразования, или мы имеем дело с новообразованием стабильного возраста, возникающим в процессе развития отдельных сторон психики и личности ребенка. Ориентация на «плохое» поведение детей, как основной критерий наступления кризисной фазы не является надежным показателем [8], [9].

Проблема кризисных этапов и центральных новообразований личности, складывающихся в эти периоды, остается в значительной мере открытой. Особую сложность в связи с резко меняющимися в последние годы условиями воспитания и обучения детей представляет собой кризис семи лет.

Это побудило нас вернуться к проблемам кризисов детского развития в экспериментальном исследовании. Предметом анализа мы выбрали психологическое содержание и механизмы становления центрального личностного новообразования, складывающегося на рубеже дошкольного и школьного возрастов.

Теоретической основой нашей работы является концепция возраста, предложенная Л.С. Выготским. Ее смысл сводится к представлению о развитии личности в онтогенезе как процессе ее качественного преобразования, выражающегося в становлении центральных (личностных) новообразований, определяющих содержание ведущих деятельностей субъекта и весь ход его развития в целом [5].

Личность понимается нами как «особое сверхчувственное качество», формирующееся при жизни ребенка [12], как система отношений, общественных по своей природе и обращенных к предметному миру, к другим людям и к себе [15], [18], [21]. Линия отношения к себе является определяющей в системе отношений субъекта к миру, задающей смысловые ориентиры жизнедеятельности человека [14].

Общение со взрослым является ведущим фактором развития ребенка в первые семь лет его жизни и, в том числе, становления его самосознания и личности [14].

В ходе общения у ребенка складываются образ другого человека и образ самого себя, которые выступают как сложное аффективно-когнитивное образование, отражающее онтогенез самопознания и самооценки ребенка.

В образе себя результируется опыт индивидуальной деятельности ребенка и его коммуникативный опыт, которые в совокупности определяют содержание психического облика ребенка и целостной системы его отношений к миру, т.е. его личности [2], [6].

С учетом вышесказанного мы связываем содержание развития в критические периоды с кардинальной целостной перестройкой личности ребенка, обнаруживающей себя в специфических возрастных новообразованиях.

Их отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в интеграции отношений, конституирующих личность, в усложнении их структуры и приобретении ими все более опосредствованного характера.

С этих позиций нами ранее уже подвергалось изучению личностное развитие ребенка на первом году жизни [1], в период кризисов 1 года и 3 лет [9]. Нам представляется целесообразной и логически оправданной реализация данного подхода и в отношении кризиса 7 лет.

Было установлено [9], что преобразованные отношения задают направление развития всех сфер психической активности ребенка и прежде всего процессов его самопознания.

Своеобразие этих процессов на этапе кризиса состоит в том, что они разворачиваются не во внутреннем плане, как акт самоанализа (интроспекции), а имеют развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими. Присвоенные точки зрения окружающих на себя как источник успеха или неуспеха в деятельности ложатся в основу отношения ребенка к себе, к своей личности, становятся критериями его конкретной самооценки. Самооценка ребенка, его образ себя выступают той сферой, в которой важно проследить возрастные изменения, объективирующиеся в личностном новообразовании кризиса развития.

В своем исследовании мы опирались на представление об образе себя, разработанном М.И. Лисиной и ее учениками [2], [7], [14], [20].

В этом представлении отношение ребенка к себе (общая самооценка) соответствует аффективной составляющей образа себя и проецируется в ядерную область его структуры. Основным его источником является общение с окружающими людьми.

Когнитивная составляющая образа (знания и представления о себе — конкретная самооценка) проецируется преимущественно в периферическую область образа себя, а ее основным источником выступает индивидуальный опыт ребенка.

Источник: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10219.php

Как сохранить психологическое здоровье дошкольников

Психическое и личностное развитие ребенка


Ребёнок рождается на свет со своими «особыми» врождёнными качествами. Сюда можно отнести тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей.

Существует мнение, что психологическое развитие ребёнка во многом определяется его генетическим набором.

Но большинством учёных-психологов, доказано, что воспитание и среда — факторы, влияющие на развитие личности в большей степени, нежели врождённые особенности.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ребёнка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов и знаковых систем. Он его не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества.

Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. [3, с. 7] Получается, что именно от нас, взрослых, зависит, каков будет путь малыша в этом сложном, но прекрасном мире.

Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья является весьма актуальной.

Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку.

К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития.

Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность.

Термины «психическое здоровье» и «психологическое» следует различать. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.

Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция.

Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей.

Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными.

Каждый педагог дошкольного учреждения, прежде всего, должен ориентироваться в воспитании именно на такого человека. Он должен всеми своими силами способствовать личностному росту своих воспитанников, находя подход к каждому ребёнку.

Психологическое здоровье детей, безусловно, имеет свои особенности. Его условно разделяют на три уровня: креативный, адаптивный и дезадаптивный.

– Креативный — самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.

– Адаптивный — средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой психологической поддержке со стороны взрослых.

– Дезадаптированный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить. Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

Различают следующие факторы риска психологического здоровья детей: средовые (окружающая среда ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением.

В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми.

Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.

К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов.

Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.

В задачи психологической поддержки входят:

  1. Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.
  2. Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей.

Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли.

Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается.

Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию. [4, с. 14]

Система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.
  2. Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.
  3. С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.

Ниже приведены несколько рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка:

– Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;

– Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;

– Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;

– Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;

– В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;

– Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;

– Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

– Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;

– При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

– Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте.

Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца — вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений.

Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития, может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека, Л. С. Выготский — М.: Издательство «Смысл», 2005. — 1136с.
  2. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина — 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176с.
  3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336с.
  4. Хухлаева, О. М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О. М. Хухлаева, И. М. Первушина,www.klex.ru/ewf.

Основные термины(генерируются автоматически): психологическое здоровье, ребенок, взрослый, психологическое здоровье детей, психологическая поддержка, психическое здоровье, индивидуальная коррекционная работа, детское учреждение, детский сад, педагог.

Источник: https://moluch.ru/archive/122/33798/

Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

Психическое и личностное развитие ребенка

Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

1. Физическое и психическое развитие дошкольника.

2. Развитие личности дошкольника.

1. Физическое и психическое развитие дошкольника

Хронологические рамки (возрастные границы) – От 3 до 6-7 лет.

Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система

Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.

Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.

В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.

В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.

Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы.

В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи.

В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины

Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок  воспринимает художественные произведения.

Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.

Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения  внимания.

Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.

Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление.

Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие.

В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.

Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.

Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается  фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

2. Развитие личности дошкольника

Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя.

Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом.

В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.

Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.

В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности.

Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание.

В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.

Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.

Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.

Новообразования вдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».

Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами.

Базальная  потребность – уважение. Потеря детской непосредственности  (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни.

Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме дошкольного детства. Перечислите основные вопросы, расматриваемые автором понравившейся вам статьи.

  1. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.52.
  2. Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. ‑1988. ‑ №3. –С. 30.
  3. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольника // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №6. – С.34.
  4. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №3. – С.39.
  5. Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №5. – С.15.
  6. Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №3. – С. 17.
  7. Веракса И. Е., Дьяченко О. Н. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №3. – С.14.
  8. Коломинский Я. Л., Журавский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №5. – С.38.
  9.  Якобсон С. Г., Сафинова И. Н. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №5. – С.3.
  10. Ермолова Т. В., Мещарикова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №1. – С.50.
  11. Поддьяков Н. Н.. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. – 1997. ‑ №5. – С.103-112.
  12. Каменская В. Г., Зверева С. В., Музаневская Н. И., Маланов Л. В. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ №1. – С. 33.
  13. Сергиенко  Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. -2003. -№4. –с.54.
  14. Эльконин Д. Б. Детская игра // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. ‑ С. 58-64.
  15. Смирнова  Е. О. Игра с правилами как средство развития воли и произвольности дошкольника // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.64-74.
  16. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.74-81.
  17. Тендрякова М. В.  Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. ‑ 2000. ‑ №3. – С.113-121.
  18. Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликтов между детьми и взрослыми // Мир психологии. ‑ 2001. ‑ №3. – С.197-209.
  19. Сенько Т. В. Взаимосвязь личностного поведения, эмоционально – потребностной сферы и социометрического статуса старшего дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1997. ‑ №3. – С.35-44.
  20. Коростелева М. М. Совершенствование качества дошкольного образования в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №10. – С.28.
  21. Лебедева И. В. Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №11. – С.3.
  22. Ермаков В. Г. О проблемах развивающего обучения в сфере математического воспитания дошкольников // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №8. –С.9-19.
  23. Абрамова Л. Н. Особенности взаимоотношений  дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №10. – С.43-55.
  24. Абрамова Л. Н. Влияние характера контактов взрослого с ребенком  на поведение и эмоциональное проявление жалоб дошкольника // Адукацыя I выхаванне. – 1998.  ‑ №4. – С.24-30.

2. Дайте ответы на следующие вопросы:

а) почему, общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?;

б) детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями противоположного пола. Мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» Дайте прогноз возможных ответов;

в) у детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?

Список рекомендуемой литературы

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. ‑ 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.
  5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.

Источник: http://ebooks.grsu.by/semchuk/tema-4-razvitie-rebenka-v-doshkolnom-vozraste.htm

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий