Принципы изучения психики ребенка

Принципы изучения психики ребенка

Принципы изучения психики ребенка
– Дошкольное воспитание ( Психолог)Принцыпы изучения психики ребенкаМаленький ребенок нуждается в постоянной заботе и защите окружающих от вредных для ее развития внешних воздействий.

Особая уязвимость, пластичность детской психики предопределяет подход взрослого к исследованию внутреннего мира ребенка, построенный на основе принципа гуманизма и педагогического оптимизма с требованием «Не навреди».

Исследования детской психики не только выявляет закономерности ее развития, но и влечет свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая положительный развивающий эффект. Педагогу следует соблюдать при этом особую осторожность, деликатности, тактичности, чтобы уберечь ребенка от возможных неблагоприятных воздействий своего исследования.

Чтобы выполнить первый принцип, педагог должен глубоко знать детскую психологию, новейшие ее достижения, обладать достаточной проницательностью во внутренний мир ребенка, пониманием его неповторимости и специфичности по сравнению с взрослым человеком. Этого требует второй принцип – эффективности и научности.Принцип детерминизма активно разрабатывался С. Л. Рубинштейном.

Его сущностью является основополагающая закономерность психики: внешние воздействия действуют через внутренние условия.

Развитие психики ребенка зависит от воздействий на нее взрослых, сверстников, но в одинаковой ситуации разные дети разному реагируют на эти воздействия, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, внутренней активности.

При исследовании детской психики важно не просто зафиксировать определенный факт, но и необходимо его объяснить, а для этого выяснить его причину: под влиянием чего у ребенка возникают те или иные проявления поведения, закладываются положительные или отрицательные черты характера и т.д.

Из принципа детерминизма происходит принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности (также разработанный С. Л. Рубинштейном. Психика и деятельность выступают как две стороны одного явления.

Деятельность – внешняя сторона психики, а психика – внутренний план деятельности. Деятельность определяется замыслом, целью, программой ее достижения, т.е. сознанием. И наоборот, на создание замыслов, программ влияет практика.

С одной стороны, сознание руководит деятельностью, а с другой усложнения деятельности, овладение новыми ее видами обогащает, расширяет сознание.

Таким образом, деятельность одновременно и обусловлена сознанием, и сама предопределяет ее. Этот принцип имеет важное значение для определения методов психологического исследования. Поскольку в нем утверждается взаимосвязь психики с деятельностью, то методологическое обоснование получает возможность изучать психические явления через деятельность, доступную для объективного наблюдения. Детерминизм открывает путь для использования объективных методов, в том числе эксперимента в психологии.

Индетерминизм – позиция, противоположная принципа детерминизма, утверждает замкнутый характер психики, ее полной независимости от внешних условий, отрицая, что можно узнать о переживаниях человека по его поведению. Единственно возможным методом при этом остается самонаблюдения или интроспекция.

Фактически же предметом изучения с помощью интроспекции выступает сознание. Но человек не осознает всех своих психических проявлений. Бессознательное оказывается за рамками изучения, невозможно исследовать этим методом и психику ребенка, и животные.

Вместе с тем этот метод может использоваться как прием в исследованиях, построенных на объективных методах.

Основа объективного метода – принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности. Главные требования к психологического исследования – это объективность и подход.Принцип развития психики и сознания в деятельности утверждает, что деятельность выступает как условие не только проявления, но и развития психики ребенка. С. Л. Рубинштейн сформулировал основы детской психологии: «Воспитывать и обучать ребенка, изучая ее. Изучать ребенка, воспитывая и обучая ее ». Воспитание и обучение по своей сути является организацией деятельности ребенка.Для изучения и одновременно развития психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность. Например, творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при создании сказки.Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что одномоментное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития выявляются у конкретного ребенка в индивидуальных формах. Каждый ребенок учится ходить, говорить и т.п., но процессы эти индивидуально неповторимы.

ВЫВОДЫ о принципах дошкольного психологии:

– Исследование детской психики построенное на таких принципах, как принцип гуманизма и педагогического оптимизма детерминизма; взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности; принцип развития психики и сознания в деятельности; комплексности, системности и систематичности исследования; эффективности и научности; возрастного индивидуального и личностного подхода;Основой объективного метода – принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности;

– Главные требования к психологического исследования – это объективность и генетический подход.

Другие статьи о психологии

  • Методы исследования воспитателем дошкольного учебного заведения
  • Детская психология ее виды и наблюдение
  • Изучение психических особенностей ребенка воспитателем
  • Наблюдение как метод изучения детской психологии
  • Методология и методы детской психологии
  • Источник: http://mypsiholog.com/preschool-education/21-princypy-izucheniya-psihiki-rebenka.html

    Вопрос 5. Назвать принципы изучения психики ребенка. Охарактеризовать психодиагностические методы изучения психики детей дошкольного возраста

    Принципы изучения психики ребенка

    Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка.

    Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить.

    Педагог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное – разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

    Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук.

    Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь.

    Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологии.

    Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами.

    Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности.

    Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

    Принцип единства сознания и деятельности (разработанный Сергеем Леонидовичем Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание.

    Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

    Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

    Кпсиходиагностическим методамисследования относят:тестирование, методы опроса (анкетирование, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности

    Тесты – краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные качества личности.

    Выделяют следующие виды тестов:

    1) тесты-опросники – система заранее продуманных и проверенных с точки зрения валидности и надежности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.

    2) тесты-задания – оценка психики человека на основании того, что и как он делает;

    3) тесты способностей – оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками;

    4) личностные тесты – оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях;

    5) тесты достижений – оценка уровня овладения знаниями в связи с конкретными программами подготовки.

    К тестам предъявляется ряд требований:

    1) наличие бланков – рисунки, схемы, таблицы, опросники;

    2) наличие аппаратуры для обработки результатов.

    К достоинствам тестирования относят: краткость; массовость использования; возможность статистической обработки результатов.

    Существенным недостатком тестирования является то, что при использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.

    Опрос – это метод психологии, при испытании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

    К методам опроса относят анкету, интервью и беседу.

    Требования методов опроса включают:

    1) сообщение некоторых данных о себе.

    2) ряд задаваемых вопросов.

    Анкета представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. В отличие от тестов анкеты не имеют жестких, стандартизированых критериев.

    Они предназначены для получения общей информации об интересах, предпочтениях, мнениях человека по тому или иному вопросу.

    По их результатам нельзя делать выводы об индивидуально-психологических особенностях человека.

    Достоинством анкеты является получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени. Недостаток состоит в том, что при анкетировании возможна неполная достоверность данных

    Интервью – получение информации путем устных ответов на вопросы. Беседа – получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.

    Достоинствами беседы (интервью)являются: наблюдение за поведением и реакциями человека, а также изменение тактики и содержания задаваемых вопросов.

    Недостатком устных форм опроса являются большие временные затраты для подготовки и проведения метода.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник: https://studopedia.ru/9_56343_vopros--nazvat-printsipi-izucheniya-psihiki-rebenka-oharakterizovat-psihodiagnosticheskie-metodi-izucheniya-psihiki-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

    Принципы изучения психики дошкольника

    Принципы изучения психики ребенка

    Принципы изучения психики дошкольника

    Чтобы правильно, грамотно воспитывать, обучать ребенка, необходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить, что ребенок — специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

    Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!», т.е. не нанеси какой-либо ущерб ребенку, его здоровью, психическому состоянию, социальному статусу и т.д. К малышу следует подходить бережно, заботливо. Любое исследование должно помочь развитию дошкольника, а не затормозить его.

    Изучение ребенка проводится прежде всего с целью тщательного контроля за ходом психического развития, для того чтобы как можно раньше обнаружить и исправить возможные отклонения. К тому же нужно верить в будущее ребенка. Исследование предполагает не только установление уровня его развития, но и выявление скрытых резервов.

    Важно установить не только то, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, т.е. достигнутый уровень развития, но и потенциальные возможности влияния на этот процесс, в том числе исходя из понятия зоны ближайшего развития. Ее составляет область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые определяют возможности и перспективы развития ребенка.

    Следует учитывать характер и объем помощи, которую оказывает ребенку взрослый, педагог, исследователь.

    Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии, а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого.

    Важно понять законы детского развития и особенности детской психики на каждом возрастном этапе. Поэтому исследователю, педагогу необходимо быть психологически компетентным, знать детскую психологию, а также не допускать предвзятого отношения как к отдельному ребенку, так и к детской группе.

    Выбранные для исследования методы должны соответствовать его целям, условиям организации, а также возрасту, полу детей.

    Принцип всесторонности и целостности исходит из того, что целостность человеческого развития является его специфическим качеством. Поэтому психическое развитие представляет собой не просто сумму развития отдельных изолированных способностей. В нем проявляется единство развития человека как индивида, личности, субъекта познания, деятельности, общения, как индивидуальности.

    Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени и не только психологами, но и педагогами, врачами, родителями.

    При этом исследуются не отдельно определенные параметры, а целенаправленно прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.

    Важно определить место каждого качества, свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития. Ведь ни одно свойство не возникает изолированно, одно качество непременно влечет за собой другое.

    Поэтому нельзя делать заключение о развитии ребенка только на основании исследования его внимания, памяти или каких-либо других отдельно взятых психических функций.

    Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин внешнего и внутреннего порядка. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.

    При этом нужно помнить, что причины могут быть скрыты временными и преходящими влияниями.

    Причины следует искать в условиях жизни и воспитания ребенка, в особенностях его собственной активности и деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, в предшествующих этапах его развития.

    Принцип развития психики, сознания в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в стадии становления, и основным условием их развития является та или иная деятельность.

    Например, развитие способности к регуляции рисовальных движений руки происходит в изобразительной деятельности. Деятельность — это не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения. Так, чтобы выяснить условия формирования трудовых навыков, нужно организовать труд ребенка.

    Сознание руководит деятельностью, помогает поставить ее цель, наметить пути осуществления, проконтролировать достижение результата, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка, т.е.

    по внешним проявлениям (выразительные движения, действия, продукты детского творчества и т.д.) можно судить о внутренней психической жизни ребенка.

    Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

    Поэтому важно понять специфические особенности онтогенеза данного ребенка, соотнести их с возрастной нормой, но не по количественным показателям психического развития, а на основе анализа социальной ситуации развития, уровня освоения характерных для данного возраста деятельностей, сформированности основных новообразований, чтобы помочь ребенку как личности, уникальному «Я» выявить свои возможности на пути самоопределения, самоутверждения, самореализации.

    Источник: https://infourok.ru/principi-izucheniya-psihiki-doshkolnika-3982148.html

    Мед-Центр Сердечко
    Добавить комментарий