Практические рекомендации по профилактике плоскостопия

Консультация для родителей:«Профилактика и коррекция плоскостопия

Практические рекомендации по профилактике плоскостопия

Игровой комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обобщать и систематизировать знания родителей по данному вопросу.
  2. Дать практические советы по определению формы стопы ребёнка в домашних условиях.
  3. Предложить комплекс специальных упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование её не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Плоскостопие –

  • это дефект стопы, сопровождающийся уплощением его сводов;
  • это серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата человека, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение;
  • встречается у соматически ослабленных и тучных детей;
  • бывает – врожденное, рахитическое, травматическое, статическое и паралитическое.

Актуальность:

  1. Обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.
  2. Плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.
  3. В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут приводить к возникновению функциональных отклонений

Причины плоскостопия:

  • слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода;
  • детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскоков с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации;
  • длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению стопы;
  • может стать тесная обувь, с узким носком или высоким каблуком, с толстой подошвой, так как они лишают стопу её естественной гибкости.

Последствия:

  • Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника, следовательно на осанку и общее состояние ребенка.
  • Запущенные случаи плоскостопия могут привести к различным заболеваниям, таким как: артроз, остеохондроз, сколиоз, синдром хронической усталости и грибковые заболевания стоп.
  • Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшемвозрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Профилактика плоскостопия:

  • укрепление мышц, сохраняющих своды;
  • гигиена обуви и правильный ее подбор (жесткий задник, эластичная подошва и маленький каблучок);
  • ограничение нагрузки на нижние конечности;
  • гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.

Природно-оздоровительные факторы:

– хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года;

– закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирание стоп, контрастное обливание ног, «рижский» метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля.

Нормальное развитие стопы.

Обеспечивается правильным физическим воспитанием.

Включением в содержание занятий по физической культуре, начиная с ясельного возраста, специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

В течение занятия дети не должны много стоять, т.к. детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребёнка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание ребёнка.

Через 1-1, 5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах.

Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие.

Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер её должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.

Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев.

Игровой комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия

для детей  5-7 лет

«Удивительные превращения»

ДозировкаОМУ
I.«Лисички танцуют»И.п.- сидя на стуле, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.1 – одновременное сгибание стоп на носок;2 – то же самое на пятку;3-4-то же самое10 разУпражнение выполнять медленно, без резких движений, спина прямая.
II. «Ловкие котята»И.п.- то же.1 – захватить и удержать подошвами мяч;2-поднять мяч от пола;3-4 – удерживать мяч подошвами;5  – опустить мяч на пол;6 – 7- прокатить мяч от носков к пятке;8-9 – то же самое от пятки к носку10 – И.п.5 разПри поднятии мяча, ноги не вытягивать, спину держать прямо, мяч катить по прямой линии.
III. «Пингвинчики»И.п. – то же.1-развести носки в стороны; 2-свести носки вместе;3-4 то же самое.8 разПри выполнении, носки не отрывать от пола.
IV. «Весёлые щенята»И.п. – стоя, ноги на ширине стопы, стопы параллельно, руки опущены;1-4 – ходьба на месте с поочерёдным подниманием пяток;5-8 – ходьба обычная.10 разУпражнение выполнять в среднем темпе, спина прямая.
V. «Зайчата прыгают»И.п.- стойка ноги вместе, руки перед грудью, кистями вниз (лапки).1- 2 – прыжок на носочках вправо;3-4 – прыжок на носочках влево;5-8 – прыжки на месте.5 разПри выполнении упражнения не отрыватьсяот пола слишком высоко.
VI. «Медвежата кружатся»И.п. – стойка на наружных сторонах стоп, руки на пояс.1-4 – кружиться на месте в правую сторону;5-8 – кружиться на месте в левую сторону;9-12 – ходьба на месте обычным шагом;13-14 – и.п.5 разаТемп выполнения медленный.
VII. «Пугливые мышата»И.п. – сед, ноги вместе, руки в упоре сзади.1 – сжать пальцы обеих ног;2 – разжать;3-4 – то же самое.10 разПри сжимании не сгибать стопу вголеностопном суставе, упражнение выполнять на каждый счёт.
VIII. «Филин»И.п. – сед, руки в упоре сзади, ноги слегка расставлены.1-4 – вращение стопы вправо по кругу;5-8 – вращение стоп влево по кругу.1 Х 5 разУпражнение выполнять обеими ногами одновременно.
IX. «Морские котики»И.п. – сед, опереться на локти сзади, ноги слегка согнуты в коленях, стопы положить на мяч.1- 4 –  подкатить мяч к себе;5-8 – откатить от себя.5 разаСтараться прокатить мяч докончиков пальцев.
X. Ходьба по массажным коврикамПо 3 проходаВыполнять без перерыва на отдых в равномерном режиме.

Источник: https://zddou7.edumsko.ru/activity/fiz/post/285805

Рекомендации для студентов, имеющих плоскостопие – международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

Практические рекомендации по профилактике плоскостопия
1 Миронов А.С. 1 Мусина С.В. 1 Юдина Н.М. 1 1 Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета 1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие. М.; Владос-пресс, 2010. 389 с.
2.

Профилактика плоскостопия у студентов на занятиях физической культурой в вузе / Мусина С.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В., Егорычева Е.В. // Молодые ученые – науке о физической культуре и спорте: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Череповец, 23 дек. 2011 г.) / ФГБОУ ВПО «Череповецкий гос. ун-т». Череповец, 2012. C. 83-84.

По данным медицинской статистики, не менее чем у 80 % населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата напрямую или опосредованно связанные с деформациями стопы. При медосмотре студентов выявлено, что 43 % имеют плоскостопие.

Основными причинами, вызывающими плоскостопие у студентов нашего вуза, является наследственность, малоподвижный образ жизни и отсутствие необходимых физических нагрузок, повседневная обувь, а также отсутствие профилактических упражнений. Многие знают о них, но не делают.

Хотя известно, что болезнь ступней может быть первым признаком или причиной более серьёзных медицинских проблем, таких как артрит, диабет, плоскостопие, нервные расстройства и расстройства циркуляции крови, различные патологии позвоночника.

Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма – стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций – пружинящая (рессорная).

В этом случае тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног (голеностопный, коленный, тазобедренный). По своей природе они для этой функции не предназначены, поэтому справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя. Многим известны боли в спине и ногах, когда икры к вечеру словно налиты свинцом.

Но не многим известно, что причина этих явлений – плоскостопие.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Но конечно, основой профилактики плоскостопия является физическая нагрузка на весь организм. Кроме того, необходимы специальная гимнастика и массаж, укрепляющий мышечно-связочную систему стопы.

В начале занятий по ЛФК желательно использовать только два исходных положения: сидя и лежа, так как в таком случае нагрузка на стопу минимальная. Лечебная физкультура основана на супинации стоп с их одновременным сгибанием. Если упражнения выполняются из исходного положения, стоя, то носки стоп должны быть вместе, а пятки наоборот разведены в стороны.

ЛФК включает в себя различные упражнения со специальными приспособлениями, с подъемом на носки, ходьбу.

Гимнастика должна стать повседневным и привычным занятием для всех, страдающих плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.

В исходном положении сидя с выпрямленными ногами:

1. Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.

2. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.

Исходное положение – сидя на стуле:

3. Сгибать пальцы стоп; 4. Приведение стоп внутрь; 5. Кружение стопами внутрь;

6. Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной); 7. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш; 8. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку; 9. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик; 10. Исходное положение – стоя на носках, стопы параллельно.

Перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение; 11. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы; 12.

Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы; 13. Ходьба по бревну боком.

Упражнения выполняются босиком, каждое по 8-12 раз [2].

Библиографическая ссылка

Миронов А.С., Мусина С.В., Юдина Н.М. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ПЛОСКОСТОПИЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13885 (дата обращения: 16.02.2020).

Источник: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13885

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий