Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Возрастные особенности реакции сердца на локальные и общие нагрузки у лиц с ранней депривацией

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку
1 Кокорева Е.Г. 1 Абрамов Д.С. 1 Тарасов С.С. 1 1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» Весьма существенную информацию об адаптационных возможностях сердца дают тесты с физическими нагрузками.

Дети с нарушением зрения в основном заняты локальными нагрузками, поэтому им необходимо назначать общие физические нагрузки, в том числе занятия физической культурой. Назначение физической нагрузки, особенно для детей с нарушениями развития, должно производиться с учетом их функционального состояния.

Поэтому для разработки двигательных режимов детей представляет интерес изучение реакции сердца как на локальную, так и на общую нагрузки в разных возрастных группах. В данной работе представлены данные, по которым можно судить о механизмах реакций слабовидящих детей на нагрузки общего и локального характера.

Так, при локальных нагрузках наблюдается усиление симпатических влияний, а при общих – усиление активности общих центральных механизмов. Все эти данные свидетельствуют о необходимости ранней коррекции психофизического состояния детей с нарушением зрения. дети с депривациями зренияфизическая нагрузка локальная и общая 1. Абзалов Р.А.

Развивающееся сердце и двигательный режим / Р.А. Абзалов, Ф.Г. Ситдиков. – Казань, 1998. – 96 с.
2. Елисеев Е.В. Помехоустойчивость организма спортсмена: структура, механизмы, адаптация: монография. – Челябинск: Экодом, 2003. – 354 с.
3. Коваленко Е.А. Гипокинезия / Е.А. Коваленко, Н.Н. Гуровский. – М.: Медицина, 1980. – 320 с.
4. Калюжная Р.А.

Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. – М.: Медицина, 1973. – 327 с.
5. Попова Т.В. Функциональные системы организма, обеспечивающие локальную работу мышц / Т.В. Попова, Ю.И. Корюкалов, Д.А. Марокко // I Съезд физиологов СНГ: науч. тр. – М.: Медицина-Здоровье, 2005. – С. 122.
6. Русинова С.И.

Влияние гиподинамии на сердечно – сосудистую систему школьников / С.И. Русинова, Н.В. Святова, Н.И. Зиятдинова // XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И.П. Павлова: тез. докл. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1998. – С. 355.

В двигательном режиме детей с ограничениями зрения большой объем занимает локальная мышечная деятельность.

Физическая культура для таких детей является важным средством профилактики вынужденной гипокинезии. Однако даже для здоровых детей, обучающихся в школе, объем физической нагрузки в учебных планах недостаточен. Гипокинезию даже называют «болезненным синдромом» [1].

У детей, подверженных гипокинезии, отстает в своем развитии миокард, наблюдается увеличение массы тела и ряд других негативных показателей в состоянии здоровья, частота сердцебиения в покое оказывается повышенной, что трактуется как показатель неэкономичного функционирования сердца [2, 3, 6].

В результате гипокинезии происходит ослабление парасимпатической регуляции и усиление активности центральных регуляторных влияний; снижение адаптации к физическим нагрузкам [4]. Назначение физической нагрузки, особенно для детей с нарушениями развития, должно производиться с учетом их функционального состояния. Поэтому для разработки двигательных режимов детей представляет интерес изучение реакции сердца как на локальную, так и на общую нагрузки в разных возрастных группах.

Цель работы состояла в изучении возрастных особенностей реакции сердца слабовидящих детей младшего школьного возраста на нагрузки общего и локального характера.

Материалы и методы исследования

Обследовали детей в возрасте от 7 до 10 лет, воспитанников начальной школы-детского сада для детей с нарушением зрения и учащихся общеобразовательной школы.

Значительную часть в структуре глазной патологии занимали аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), многие воспитанники страдали косоглазием, амблиопией.

Комплексное обследование включало пульсометрию; электрокардиографию; кардиоинтервалографию; измерение артериального давления (АД) по Короткову.

Оценку регуляторных процессов производили по показателям структуры сердечного ритма в покое, после стандартной общей нагрузки (проба Мартине: 20 приседаний за 30 секунд), после локальной нагрузочной пробы (кистевой жим с усилием в 1/3 от максимального до появления утомления).

Для изучения адаптивных реакций организма и оценки функционального состояния младших школьников рассчитывали показатели структуры сердечного ритма (СР): моды (Мо), вариационного размаха (ΔХ), амплитуды моды (АМо) и индекса напряжения (ИН).

Использовали также разработанные Т.В. Поповой (2005) на основе этих показателей три типа адаптационных реакций сердца на локальную работу [5]:

Первый тип – удовлетворительная адаптация, то есть напряжение центральных симпатических механизмов регуляции при исходно низком их уровне;

Второй тип – напряжение адаптации, то есть повышение активности центрального контура при исходно высоком его уровне;

Третий тип – недостаточность адаптации, то есть снижение активности центральных механизмов и усиление парасимпатических воздействий на сердце при работе, на фоне высокого напряжения центральных симпатических влияний в состоянии покоя.

Результаты исследований и их обсуждение

Результаты проведенных исследований показали следующие особенности. У здоровых детей 7–9 лет и мальчиков 10 лет показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) увеличивался в большей степени после общей нагрузки, а у девочек 10 лет – после локальной нагрузки.

У мальчиков 8 и девочек 9 лет с нарушением зрения выраженное увеличение показателя ЧСС происходило при локальной работе, а в остальных возрастных группах у таких детей – при общей нагрузке.

У здоровых школьников 7–10 лет систолическое артериальное давление (АДс) в большей степени изменилось после общей нагрузки.

Диастолическое артериальное давление (АДд) при работе общего характера снижалось в большинстве возрастных групп. После локальной нагрузки у всех здоровых детей наблюдалось увеличение АДд.

У здоровых детей 10 лет выявлена тенденция к снижению АДд после локальной нагрузки.

У детей с нарушением зрения во многих возрастных группах отмечалось увеличение показателя АДс после общей нагрузки, а у мальчиков 7, 9 лет и у детей 10 лет – после локальной нагрузки.

У большинства детей с нарушением зрения после общей нагрузки выявили снижение АДд.

Характерно, что и после локальной нагрузки у мальчиков 7, 8 и 10 лет и девочек 8 и 9 лет происходило увеличение АДд, а в остальных группах в отличие от здоровых детей – уменьшение.

При сравнении адаптационных реакций сердца на локальную и общую нагрузки у здоровых детей были выявлены следующие особенности. При общей нагрузке отмечены более выраженные изменения показателя моды.

У мальчиков 7 лет и девочек 7 и 8 лет показатель ΔХ уменьшался при локальной работе или практически не изменялся при локальной и общей нагрузках у мальчиков 10 лет и девочек 8 лет (рисунок, а). Характерно, что у мальчиков 8, 9 лет и девочек 9 и 10 лет отмечено увеличение показателя ΔХ при локальной работе.

Показатели АМо и ИН в большей степени увеличиваются при общей нагрузке, кроме детей 7 лет и мальчиков 10 лет, у которых АМо выше после локальной работы (рисунок, б).

При сравнении адаптационных реакций сердца на локальную и общую нагрузки у детей с нарушением зрения наблюдались более значительные изменения показателя Мо, чем у здоровых.

Показатели ΔХ у мальчиков 7 и 9 лет уменьшались в большей степени при локальной работе; у 8–10-летних детей и девочек 7 лет – при общей работе.

Увеличение показателя АМо во многих возрастных группах были больше выражены при локальной нагрузке, а показателя ИН, напротив, при общей нагрузке за исключением мальчиков 7–9 и девочек 8 лет.

Как при локальной, так и при общей нагрузке у всех обследованных детей преобладал I тип, т.е. «удовлетворительная адаптация».

Таким образом, судя по изменениям показателей системы кровообращения, можно говорить о специфическом влиянии локальной мышечной деятельности, направленном на активацию симпатических влияний у большинства детей младшего школьного возраста.

По мнению Ж. Шеррер (1967), воздействие локальной работы мышц имеют в этом сходство с психоэмоциональными нагрузками, и поэтому назначение локальной работы в двигательном режиме детей нуждается в строгом дозировании под контролем функционального состояния. Это особенно актуально для слабовидящих детей, в двигательном режиме которых преобладают локальные виды мышечной деятельности.

Весьма существенную информацию об адаптационных возможностях сердца дают тесты с физическими нагрузками. Дети с нарушением зрения в основном заняты локальными нагрузками, поэтому им необходимо назначать общие физические нагрузки, в том числе занятия физической культурой.

В данной работе представлены данные, по которым можно судить о механизмах реакций слабовидящих детей на нагрузки общего и локального характера.

Так, при локальных нагрузках наблюдается усиление симпатических влияний, а при общих – усиление активности общих центральных механизмов.

Все эти данные свидетельствуют о необходимости ранней коррекции психофизического состояния детей с нарушением зрения.

а  б 

Изменения показателей моды и индекса напряжения в покое, после общей и локальной нагрузок у детей школьного возраста: а – показатели у мальчиков; б – у девочек; З – здоровые дети, НЗ – дети с нарушением зрения; белый столбик – Мо и ИН в покое; черный – Мо и ИН после локальной нагрузки; серый – Мо и ИН после общей нагрузки

Рецензенты:

Быков Е.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Байгужин П.А., д.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии человека и животных, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Работа поступила в редакцию 27.01.2014.

Библиографическая ссылка

Источник: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33505

Особенности организма и адаптации к физическим нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации

Департамент образования, культуры испорта Орловской области

Управление образования и молодежнойполитики

Областное государственное образовательноеучреждение

Выпускная квалификационная работа

Особенности организма и адаптации кфизическим нагрузкам детей среднего истаршего школьного возраста

Орел-2010

школьныйадаптация физическая тренировка

Введение

1. Физиологическиеособенности нервной системы, высшейнервной деятельности и сенсорных систем

1.1 Развитиенервной системы

1.2 Развитиесенсорных систем

2. Физическоеразвитие детей среднего и старшегошкольного возраста

2.1 Особенностикрови, кровообращения, дыхания

2.2 Особенностипищеварения, выделения и эндокриннойсистемы

3. Физиологическиеособенности адаптации детей среднегои старшего школьного возраста к физическимнагрузкам

3.1 Совершенствованиецентральной регуляции движений

3.2 Развитиефизических качеств

3.3 Особенностиэнергетики мышечной деятельности иреакций вегетативных систем на физическиенагрузки

4. Влияниеспортивной тренировки на развитиефункций организма и динамикуработоспособности

Заключение

Списокиспользованной литературы

Введение

Жизненныйцикл человека после рождения делитсяна отдельные возрастные периоды, тоесть отрезки времени, каждый из которыххарактеризуется своими специфическимиособенностями – функциональными,биохимическими, морфологическими ипсихологическими. Возрастная периодизацияоснована на комплексе признаков: размерытела и отдельных органов, их масса,окостенение скелета, прорезываниезубов, развитие желез внутреннейсекреции, степень полового созревания,развитие мышечной силы.

Сучётом количественных и качественныхизменений в организме различают следующиевозрастные периоды:

До10 дней – новорожденный, до 1 года – грудной,до 3-х лет — раннее детство, до 7 лет —первое детство, до 12 лет у мальчиков идо 11 лет у девочек – подростковый, до20-2] года – юношеский, до 35 лет – первыйзрелый, до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин- второй зрелый, до 75 лет – пожилой, до 90лет – старческий, после 90 лет – все людидолгожители. В связи с тем, что важнымэтапом в жизни каждого человека являетсяобучение в школе, выделяют следующиепериоды: дошкольный – до 7 лет, младшийшкольный

-до 10 лет, средний до 14 лет, старшийшкольный – до 17 лет. Особо отличают периодполового созревания (переходный илипубертатный). Различают 2 фазы этогопериода.

В этот период происходитсущественная гормональная перестройкав организме, развитие вторичных половыхпризнаков, заметное ухудшениеусловно-рефлекторной деятельности,двигательных навыков, возрастаетутомление при нагрузках, затрудняетсяречь, отмечается неуравновешенностьэмоции и поведения.

Входе развития наблюдаются определённыепериоды формирования отдельных функцийи органов, ускорение и замедление ихроста. Периоды ускорения развитияразличных функций не совпадают.

Наиболееинтенсивный рост длины тела происходитв первый год жизни и в период половогосозревания.

Речь формируется до 3-х лет,речевая регуляция движений с 4-х лет, в6 лет начинается смена зубов, основныепозы осваиваются до 1 года, а основнойфонд движений закладывается до 3-х лет,после 14 лет нарастает вес тела и вессердца, до 12 лет формируется иммунитет.

В головном мозге происходит формированиеполей коры больших полушарий: первичных- в первые годы жизни, вторичных (зонопознания и осмысления информации) до5-7 лет, третичные поля (зоны прогнозированияи формирования программ поведения)функционально развиваются до 1 8-20 лет.

Всвязи с основными закономерностямивозрастной периодизации строитсяпрограмма обучения детей в школе,формируются нормы физических и умственныхнагрузок. Закономерности развитияучитываются в законодательстве -возможность вступить в брак, получитьработу, нести ответственность запоступки.

Знаниеосновных закономерностей возрастнойпериодизации необходимы всем педагогам,в том числе школьным учителям физкультуры.

Изучениемвозрастных особенностей детскогоорганизма занимались учёные А.Ухтомский,И.Введенский, П.Анохин, П.Лесфгат идругие.

Систематическиезанятия физическими упражнениями обычно

начинаютсяв школьном возрасте. Занятия физкультуройоказывают существенное влияние наразвитие организма ребёнка, особеннона опорно-двигательную, дыхательную исердечнососудистую системы. Важноправильно организовать занятия, правильновыбрать интенсивность нагрузок, с учётомвозрастных особенностей.

Такиезанятия улучшают функциональноеразвитие, повышают работоспособность,сохраняют и укрепляют здоровье. Вотпочему заслуживает внимание изучениевопроса возрастных особенностейорганизма детей.

Объектомработы являются анатомо-физиологическиеособенности детского организма.

Предметработы – физиологические особенностиорганизма детей среднего и старшегошкольного возраста.

Цельработы – изучить особенности развитиядетей среднего и старшего школьноговозраста. Для достижения поставленнойцели необходимо решение следующихзадач:

  1. Изучить литературу по данному вопросу;

  2. Определить особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста;

  3. Рассмотреть физиологические особенности урока физической культуры в школе.

Поставленныезадачи и специфика предмета исследованияобусловили использование в работеследующих методов:

  1. Сравнения и анализа литературы;

  2. Описательного.

Основойисследования меняются труды ученыхВ.В. Васильевой, А.С. Солодкова, Ю.А.Ермолаева.

1.Физиологические особенности нервнойсистемы, высшей нервной деятельностии сенсорных систем

1.1Развитие нервной системы

Всреднем и старшем школьном возрастезначительное развитие отмечается вовсех высших структурах ЦНС. К периодуполовой зрелости вес головного мозгапо сравнению с новорожденным увеличиваетсяв 3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек.

До13-15летпродолжается развитие промежуточногомозга. Происходит рост объема нервныхволокон таламуса, дифференцированиеядер гипоталамуса. К 15-летнему возрастувзрослых размеров достигает мозжечок.

Вкоре больших полушарий общая длинаборозд к 10 годам увеличивается в 2 раза,а площадь коры в 3 раза. У подростковзаканчивается процесс миелинизациинервных путей.

Периодс 9 до 12 лет характеризуется резкимувеличением взаимосвязей между различнымкорковыми центрами, главным образом засчет роста отростков нейронов вгоризонтальном направлении. Это создаетморфофункциональную основу развитияинтегративных функций мозга, установлениямежсистемных взаимосвязей.

Ввозрасте 10-12 лет усиливаются тормозныевлияния коры на подкорковые структуры.Формируется близкие к взрослому типукорково-подкорковые взаимоотношенияс ведущей ролью коры больших полушарийи подчиненной ролью подкорки.

ВЭЭГ к 10- 12-летнему возрасту устанавливаетсявзрослый тип электрической активностисо стабилизацией амплитуды и частотыкорковых потенциалов, выраженнымдоминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с)и характерным распределения ритмическойактивности по поверхности коры.

Приразличных видах деятельности с повышениемвозраста от 10 до 13 лет в ЭЭГ регистрируетсярезкое возрастание пространственнойсинхронизации потенциалов разныхкорковых зон, что отражает установлениемежду ними функциональных взаимосвязей.

Создается функциональная основа длясистемных процессов в коре, обеспечивающихвысокий уровень извлечения полезнойинформации из афферентных сообщений,построения сложных многоцелевыхповеденческих программ. У 13-летнихподростков существенно улучшаетсяспособность к переработке информации,быстрому принятию решений, повышениеэффективности тактического мышления.

Время решения тактических задач у нихдостоверно сокращается по сравнению с10-летними. Оно мало изменяется к 16-летнемувозрасту, но еще не достигает взрослыхвеличин.

Помехоустойчивостьповеденческих реакций и двигательныхнавыков достигает взрослого уровня ужек возрасту 13 лет. Эта способность имеетбольшие индивидуальные различия, онаконтролируется генетически и малоизменяется в процессе тренировки.

Плавноеулучшение мозговых процессов у подростковнарушается номере вступления их в периодполового созревания – у девочек в 11-13лет, у мальчиков в 13-15 лет.

Этот периодхарактеризуется ослаблением тормозныхвлияний коры на нижележащие структурыи «буйством» подкорки, вызывающимсильное возбуждение по всей коре иусиление эмоциональных реакций уподростков. Возрастает активностьсимпатического отдела нервной системыи концентрация адреналина в крови.

Ухудшается кровоснабжение мозга. Такиеизменения ведут к нарушению тонкоймозаики возбужденных и заторможенныхучастков коры, нарушают координациюдвижений, ухудшают память и чувствовремени. Поведение подростков становитсянестабильным, часто немотивированными агрессивным.

В межполушарных отношенияхтакже возникают существенные изменения- временно усиливается роль правогополушария в поведенческих реакциях. Уподростка ухудшается деятельностьвторой сигнальной системы (речевыефункции), повышается значимостьзрительно-пространственной информации.

Отмечаются нарушения высшей нервнойдеятельности – нарушаются все видывнутреннего торможения, затрудняетсяобразование условных рефлексов,закрепление и переделка динамическихстереотипов. Наблюдаются расстройствасна.

Снижениеконтролирующих влияний коры наповеденческие реакции приводит квнушаемости и несамостоятельности рядаподростков, которые легко перенимаютвредные привычки, стараясь подражатьстаршим товарищам. Именно в этом возрастечаще всего возникает тяга к табакокурению,употреблению алкоголя, приему наркотиков.

Особенно возрастает контингент зараженныхвирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)и страдающих вследствие этого СПИДом(синдромом приобретенного иммунодефицита).Систематический прием сильнодействующихнаркотиков приводит к смертельномуисходу уже через 4 года после началаприема.

Наибольшая частота смертейрегистрируется у наркоманов примернооколо 21 года. Немногим больше продолжаетсяжизнь заболевших СПИДом. Возросшееколичество заболевших СПИДом за последниегоды требует усиленного внимания дляпрофилактики и контроля этого состояния.

Одним из важнейших средств профилактикивредных привычек являются занятияфизическими упражнениями и спортом.

Гормональныеи структурные перестройки переходногопериода замедляют рост тела в длину,снижают темпы развития силы и выносливости.

Сокончанием этого периода перестроек ворганизме (после 13 лет у девочек и 15 лету мальчиков) снова усиливается ведущаяроль левого полушария головного мозга,налаживаются корково-подкорковыеотношения с ведущей ролью коры. »Снижается повышенный уровень корковойвозбудимости и нормализуются процессывысшей нервной деятельности.

Переходот возраста подростков к юношескомувозрасту знаменуется возросшей рольюпереднелобных третичных полей и переходомдоминирующей роли от правого к левомуполушарию (у правшей). Это приводит кзначительному совершенствованиюабстрактно-логического мышления,развитию второй сигнальной системы ипроцессов экстраполяции.

ДеятельностьЦНС вплотную приближается к взросломууровню. Однако еще отличается меньшимифункциональными резервами, более низкойустойчивостью к действию высокихумственных и физических нагрузок.

Источник: https://works.doklad.ru/view/Uj1BPJb529Y.html

Физиологические особенности реакций организма детей и подростков на физические нагрузки

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Урокифизической культуры должны повышатьустойчивость организма школьников кфизическим нагрузкам и быть направленына улучшение физического и функциональногоразвития, повышения работоспособности,сохранение и укрепление здоровьяучащихся.

Медико-биологической основойэтих процессов являются физиологические,биохимические и морфологическиеизменения, возникающие во время занятийфизическими упражнениями, а такжесовершенствование нервной и гуморальнойрегуляции функций организма учащихся.

Одно из основных физиолого-педагогическихтребований урока физической культурысостоит в получении тренировочногоэффекта. В физиологическом отношениитренировочный эффект заключается,прежде всего, в повышении функциональныхвозможностей различных органов и системи развитии адаптации организма кфизическим нагрузкам.

Тренировочный эффект возникает,если нагрузка достигает или превышаетпороговую величину, которая всегдадолжна быть выше обычной повседневной(бытовой) нагрузки. Выбирая величинупороговой нагрузки, следует учитыватьфункциональные возможности организма,возраст и пол школьников.

Одна и та женагрузка может быть выше или нижепороговой для школьников разноговозраста (младший, средний, старший) иразного пола. Для решения различныхзадач урока (вводная, основная,заключительная) величина пороговыхнагрузок также должна быть различной.

Из сказанного следует, что для правильногои грамотного проведения занятий педагогунеобходимо знать и учитывать целый рядметодических и медико-биологическихположений.

В соответствии с фазовым протеканиемадаптационных изменений тренировочныйэффект физических упражнений можетбыть различным: срочным, отставленным(пролонгированным) и кумулятивным.

Срочный эффектнагрузкипроявляется функциональными изменениямив организме во время или вскоре послеокончания нагрузок (до 30-60 мин). физиологическая особенность срочногоэффекта заключается в том, что онформируется на основе готовых, ранееобразованных механизмов регуляции ипрограмм приспособления и характеризуетсяизбыточной активацией различных органови систем.

Отставленный тренировочныйэффектнаблюдается на поздних фазахвосстановления и в физиологическомотношении представляет собойпродолжительную деятельность различныхорганов и систем на повышенном уровнеих функционирования. Именно отставленныйэффект способствует развитию в организмеявлений суперкомпенсации.

Кумулятивный эффектвозникает как результат последовательногосуммирования срочных или отставленныхи формируется на основе вновь создаваемыхпрограмм и механизмов приспособления.

В кумулятивном эффекте возникаютизменения, – связанные с усилениемсинтеза нуклеиновых кислот и белков,способствующих развитию долговременнойадаптации.

Кумулятивный эффект выражаетсяв улучшении физического и функциональногоразвития, повышении работоспособностии вызывает две основные физиологическиеперестройки: а) увеличение функциональныхрезервов организма; б) повышениеэкономичности (эффективности) деятельностиразличных органов и систем.

Продолжительность упражненийтесно связана со скоростью их выполненияи определяется характером энергообеспечения.

Так, при выполнении упражнений вмаксимально возможном темпе в течение3-10 сек энергообеспечение осуществляетсяпо креатинфосфатному механизму, приработе от 20 сек до 3-5 мин – гликолитическому( лактатному) и при умеренной нагрузкев течение десятков минут и несколькихчасов развертываются аэробные реакции.

Существенное значение имеетпродолжительность интервала отдыхамежду нагрузками. Если нагрузки невеликии отдых между ними достаточен, тошкольники работают при аэробномэнергообеспечении; если нагрузкибольшие, а отдых мал –при анаэробномэнергообеспечении.

Увеличение числа повторений упражненийв аэробных условиях повышает функциональныевозможности кислородтранспортнойсистемы и физическую работоспособность,а при увеличении числа повторений ванаэробных условиях – наступаетистощение механизмов энергообеспеченияи снижаются функциональные возможностиорганизма.

Особенностью деятельностисердечно-сосудистой системы у детей впервые годы регулярных занятий физическимиупражнениями с определенными нагрузкамиявляется преобладание процессовгипертрофии миокарда и более умеренноерасширение полостей сердца.

Под влияниемумеренных физических нагрузок ушкольников и студентов улучшаетсявзаимодействие анализаторных систем,нормализуется кислотно-щелочной балансорганизма, ускоряется восстановлениемышечного тонуса, а также совершенствуютсяфильтрационные, водо-, ионо- иосморегулирующие функции почек.

Лица,не занимающиеся регулярно физическимиупражнениями, при нагрузках характеризуютсяболее ранним метаболическим ацидозоми коротким аэробно-анаэробным переходом,что является факторами, лимитирующимифизическую работоспособность испособствующими возникновению отдельныхзаболеваний.

В процессе систематическихзанятий определенным видом труда ворганизме человека формируетсяспециальная функциональная системаадаптации.

Так,у занимающихся физической культуройснижение частоты тренировок до двухраз в неделю позволяло поддерживать(но не повышать) величину МПК и другие(но не все) функциональные показателитренировочных эффектов на относительнопостоянном уровне (рис. 101). Снижениечастоты тренировок до одного, раза внеделю лишь задерживало, но не предотвращалоисчезновения положительных тренировочныхэффектов.

Источник: https://studfile.net/preview/2230319/page:38/

Особенности адаптационных реакций организма на физические нагрузки оздоровительного характера у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения Гурова Елена Васильевна

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Диссертация, – 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат – бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гурова Елена Васильевна. Особенности адаптационных реакций организма на физические нагрузки оздоровительного характера у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения : Дис. … канд. биол. наук : 03.00.13 : Челябинск, 2004 168 c. РГБ ОД, 61:04-3/1382

Введение к работе

Актуальность исследования. В многочисленных публикациях последних лет (Бал ьсевич В.К., 1981,2000; Апанасеню ГЛ., 1993;Шевченко С.Г., 1996; Гельд АЛ., Батурин НА., 1998; Романова ЕЕ., 1999; Кудрявцев В.Т., 2000; Усков ГБ.

, 2003) констатируется, что высокая стрессогенность социально-экономических факторов, эколого-гигиенических условий и стиля жизни в современном обществе, обусловливают прогрессивное снижение уровня психофизического состояния и психосоматического здоровья населения, и, в первую очередь, актуальным является увеличение количества детей, имеющих физические и. функциональные нарушения со стороны различных систем организма. Нарушения зрения занимают в перечне заболеваемости одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при влиянии неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением (Плаксина ЛИ., 2000; Попова Т.В., 2001; Ростомашвили ЛН., 1998,2000;Сековец Л.С.,2000).

Диагностика остроты зрения у детей начальной школы обусловлена возможностью начала более эффективной коррекции зрения наиболее доступными методами (Плаксина Л.И., 2000; Попова Т.В., 1998; Ростомашвили ЛН., 1998,2000; Сековец Л.С.,2000).

Для детей с патологией зрения характерна гиподинамия и низкий уровень развития двигательной активности, что не может не сказаться на их психосоматическом развитии.

В связи с этим социально значимым и актуальным является совершенствование коррекционно-педагогической и лечебно-юсстановительной работы с данным контингентом детей (Дружинина ЛА., 1999,2002).

Специфика лечебно-коррекционного режима в процессе физического воспитания определяется особенностями развития детей,обусловленными нарушениями зрения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что разработка и внедрение доступных и эффективных методов коррекции отклонений зрительного анализатора с использованием традиционных и нетрадиционных методов будет способствовать повышению социальной и биологической адаптации детей с нарушением функций зрения.

Цель исследования: выявить особенности морфофункционального и психифизиологического развития детей с нарушением функции зрения в виде амблиопии и косоглазия в условиях внедрения комплекса оздоровительных технологий.

Задачи исследования:

  1. Выявить морфофофункционапьные особенности детей 8-Ю лет с амблиопией и косоглазием.

  2. Определить динамику заболеваемости и иммунологический статус детей младшего школьного возраста с амблиопией и косоглазием.

3. Оценить эффективность внедренного комплекса оздоровительных технологий по морфофункционалыюму статусу, резистентно ста организма к инфекциям, адаптации к

физическим нагрузкам и степени изменения зрения.

4. Разработать методические рекомендации по использованию

оздоровительных технологий для детей младшего школьного возраста с нарушением функции зрения.

Научная новизна заключается в физиологическом обосновании особенностей адаптационного процессау детей 8-Ю лет с патологией зрения при введении в режим дня комплекса оздоровительных технологий.

Была показана роль специально разработанной методики ЛФК и закаливания на физиологическое развитие и функциональную подготоаленность детей младшего школьного возраста с амблиопией и косоглазием, а также влияние оздоровительных технологий на иммунные свойства системы крови и функцию зрения.

Теоретическая значимость работы. Выявлены особенности физического развития и физической под готавленно сто, функционального состояния кардио-респираторной системы и некоторых иммунологических показателей крови у детей 8-Ю лет с патологий зрения.

На теоретическом уровне разработаны требования к применению комплекса оздоровительных технологий, позволяющих улучшить физиологические параметры организма, повысить функциональные резервы, резистентность и адаптационные возможности организма детей.

Показано, что научно и методически обоснованная технология физического воспитания улучшает функцию зренияу детей младшего школьного возраста.

Физиологически обоснована возможность создания в муниципальных специализированных учреждениях условий для применения комплекса оздоровительных технологий в целях улучшения здоровья детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику муниципальных специализированных учреждений для детей с нарушением зрения научно-практических и методических рекомендаций по реализации комплекса оздоровительных технологий, обеспечивших снижение простудных заболеваний; улучшение состояния опорно-двигательного аппарата—осанки и сюда стопы и снижение уровня тревожности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом, комплексом адекватных методов исследования, статистической обработкой полученных результатов и подтверждается актами внедрения результатов исследования в деятельность МОУ № 440, 95, 36, Челябинский городской и областной вр ач ебно-физкул ыу рные д исп ан сер ы.

Основные положения,выносимые на защиту:

  1. Дет с нарушением зрения в виде амблиопии и косоглазия в возрасте 8-Ю лет имеют сниженные темпы морфофункционального развития, более низкий уровень физической подготовки и психофизиологических показателей по сравнению со здоровыми детьми такого же возраста.

  2. Дети с нарушением зрения в виде амблиопии и косоглазия характеризуются неблагоприятными функциональными сдвигами в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системах и иммунологической системе крови.

  3. Разработанный комплекс дополнительных оздоровительных технологий (ЛФК, закаливание, плавание) привел к положительной перестройке основных функциональных психофизиологических показателей, иммунологических показателей системы крови, к улучшению функции зрения детей младшего школьного возраста с амблиопией и косоглазием.

Апробация работы осуществлялась на научно-практических конференциях, в том числе ежегодных научно-практических конференциях факультета валеологии, физической культуры и спорта (Челябинск, Южно-Уральский государственный университет, 2001,2002,2003), Всероссийской научно-практической конференции «Межведомственное взаимодействие в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями» (Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет, 2004),на I региональной межотраслевой научно-практической конференции «Особый ребенок в проекции региональной специфики перспектив развития и модернизации социума» (Челябинск, 2004).

Основные положения диссертации включены в учебно-оздоровительные программы МОУ № 440, МОУ НШ № 95, в учебный процесс факультета физической культуры и спорта Южно-Уральского Государственного университета.

Публикации. Результаты исследования опубликованы в 7 статьях.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 189 страницах машинописного текста, включает 20 таблиц и 10 рисунков и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературыи приложения. Библиография содержит 251 источник, из них 28 зарубежных авторов.

Источник: http://www.dslib.net/fiziologia/osobennosti-adaptacionnyh-reakcij-organizma-na-fizicheskie-nagruzki.html

Возрастные особенности двигательной деятельности

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

В течение онтогенеза формируется и еще одно из важнейших качеств организма — выносливость, т.е. способность организма к продолжительному выполнению деятельности того или иного вида.

Двигательная деятельность формируется по механизму временных связей. Важную роль в формировании этих связей играет взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторами (зрительным, тактильным, вестибулярным).

Для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных качеств и навыков, помимо выполнения определенных видов целенаправленных физических упражнений, дети нуждаются в удовлетворении естественной суточной потребности организма в движении.

Суточная двигательная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. При свободном режиме за сутки дети 7—10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. У подростков суточное количество локомоций повышается.

Работоспособность мышц зависит от целого ряда факторов (рис. 12).

Рис. 12. Работоспособность мышц

Иногда в процессе работы в мышцах развивается утомление. Утомление представляет собой временное снижение или потерю работоспособности отдельной клетки, ткани, органа или организма в целом, наступающее после нагрузок (деятельности).

Утомление мышц происходит при их длительном сокращении (работе) и имеет определенное биологическое значение, сигнализируя о частичном истощении энергетических ресурсов.

При утомлении понижаются функциональные свойства мышцы: возбудимость, лабильность и сократимость.

И.М. Сеченов, исследуя свойства мышц, установил, что работоспособность утомленной правой руки восстанавливается полнее и быстрее после активного отдыха, т.е. отдыха, сопровождаемого работой левой руки.

Таким образом, активный отдых, сопровождающийся умеренной работой других мышечных групп, оказывается более эффективным средством борьбы с утомлением двигательного аппарата, чем покой.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а, наоборот, уменьшается у старшеклассников.

Мониторинг состояния здоровья и физической работоспособности школьников 11-15 лет дал основание рассчитать для них «высокий» уровень двигательной активности (гигиеническая норма — 21—30 тыс. локомоций, динамический компонент 20—24%).

Учащиеся этого же возраста при двигательной активности в 2—3 раза ниже гигиенической нормы находятся в состоянии «двигательного голода», т.е. гиподинамии.

У таких школьников страдают обменные процессы, снижены двигательная подготовленность, иммунобиологическая реактивность, работоспособность.

Кроме того, неэкономично функционируют сердечно-сосудистая система и органы дыхания при физических нагрузках (при выполнении физических упражнений; в процессе общественно полезного, производительного труда и др.).

Однако даже у здоровых, гармонично развивающихся детей одна лишь периодическая, спонтанная двигательная активность и уроки физической культуры не могут обеспечить оптимальный суточный минимум движений, что диктует необходимость организации для них активного отдыха после третьего или четвертого урока и после окончания уроков, перед приготовлением домашних заданий. При этом наибольший акцент целесообразно делать на плавание, которое в последнее время занимает одно из первых мест с точки зрения оздоровительного влияния на организм ребенка.

Помимо гиподинамии на функционирование организма детей и подростков может оказывать влияние и чрезмерная двигательная активность. Чаще всего она обусловлена чрезмерными физическими или спортивными нагрузками (тренировками, соревнованиями и др.) на фоне большого эмоционального напряжения.

Комплекс этих факторов может спровоцировать ряд неблагоприятных изменений в строении и работе опорно-двигательного аппарата: растяжение связок, деформацию межпозвонковых дисков, изменения в суставах и связанные с этим нарушения функционального состояния нервной и сердечно-сосудистой систем, а также ослабление иммунитета и существенное снижение сопротивляемости организма различным инфекциям.

В ходе развития у детей и подростков могут наблюдаться различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Привычное положение тела человека во время ходьбы, в положениях стоя и сидя в процессе работы называют осанкой.

Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп.

При правильной осанке оптимально функционируют системы органов движения, правильно размещены внутренние органы и расположен центр тяжести.

Целый ряд причин, таких как нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки, приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения.

Искривления позвоночника возникают в период роста костей. При отсутствии своевременного внимания дефекты осанки, возникшие у детей еще в дошкольном возрасте, в период школьной жизни существенно прогрессируют.

Нарушению осанки способствуют и усвоенные вредные привычки: сидеть, горбясь (кифоз) или горбясь и искривляя позвоночник в бок (кифосколиоз) в поясничном и грудном отделах; стоять с упором на одну ногу; ходить с наклоненной вниз головой и т.д.

Нарушениям осанки и искривлению позвоночника может способствовать также неправильная организация ночного сна.

Общеукрепляющими организм оздоровительными мерами являются: рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, полноценное питание и закаливание.

Деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, чаще обеих, называется плоскостопием. Это довольно распространенное нарушение опорнодвигательного аппарата. Оно сопровождается жалобами на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов.

Плоскостопие чаще бывает приобретенным и значительно реже — врожденным. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим.

Статическое плоскостопие развивается у детей постепенно, если нагрузка на связки, мышцы и кости не соответствует гигиеническим требованиям (избыточная масса тела, переноска чрезмерных для возраста тяжестей, ношение обуви без каблука).

Травматическое плоскостопие развивается после повреждения стопы, голеностопного сустава, лодыжек. Паралитическое плоскостопие сопровождает заболевания нервной системы, чаще всего это следствие детского паралича.

Профилактировать плоскостопие можно, если воспитать у ребенка правильную походку. Носки при ходьбе и в положении стоя должны смотреть прямо вперед, нагрузка должна приходиться на пятку, I и V пальцы, а внутренний свод не должен опускаться.

Рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают подвижные игры (волейбол, футбол и др.).

Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям.

  • 1. Перечислите факторы, определяющие работоспособность мышц.
  • 2. Охарактеризуйте механизм развития утомления.
  • 3. Поясните опасность гиподинамии.
  • 4. Охарактеризуйте нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактику.

Источник: https://studref.com/652732/meditsina/vozrastnye_osobennosti_dvigatelnoy_deyatelnosti

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий