Основные принципы диспансеризации детей

Диспансеризация здоровых детей

Основные принципы диспансеризации детей

Диспансеризация здоровых детей.

Общие принципы диспансеризации

Профилактическая работа фельдшера должна занимать 80% рабочего времени.

Если в прошлом главное внимание было привлечено к тяжелым острым заболеваниям инфекционной и неинфекционной природы, то в настоящее время, по мере социальных преобразований, улучшения лечебного и профилактического процессов, снижение детской заболеваемости и смертности, наибольшую активность приобретает предупреждение возникновения, развития заболеваний и перехода их в хроническую форму. Для успешного осуществления этого врач должен быть вооружен эффективными методами работы, основу которых составляет диспансерное обслуживание населения.

Под диспансеризацией понимается такая система активных мероприятий, которая обеспечивает регулярное наблюдение медицинских работников за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, раннее выявление заболеваний и их лечение до полного восстановления функции пораженного органа, оздоровления окружающей среды. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».

Задачи фельдшера на ФАПе

Перед фельдшером и ФАП стоят задачи — воспитание здорового ребенка, обеспечение оптимального физического и нервно-психического его развития, дальнейшие снижение заболеваемости и смертности детей.

При проведении диспансеризации детского населения выделяют два этапа: осуществление комплексных медицинских осмотров; организация лечебных и оздоровительных мероприятий детям с выявленной патологией.

Главный врач поликлиники и заведующий педиатрическим отделением составляют план проведения профилактических осмотров детей. При организации и осуществлении этой работы педиатрическая медицинская служба руководствуется приказом МЗ СССР № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».

Комплексная оценка состояния здоровья

При осмотре ребенка фельдшер должен не только выявить у него заболевания, но и оценить уровень физического и нервно-психического развития, резистентность организма, функциональное состояние органов и систем, определить группу здоровья, дать рекомендации по проведению профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий с установлением группы по физкультуре и группы закаливания. Диспансеризация здоровых и больных осуществляется согласно положению о диспансеризации, утвержденному МЗ СССР №1000 1.10.1981 г. Отбор больных для диспансерного обслуживания проводится фельдшером. В обязательном порядке диспансерному наблюдению подлежат больные с туберкулезом, кожно-венерическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми, психоневрологическими болезнями, заболеваниями зобом, глаукомой и рядом других не эпидемических и инфекционных заболеваний.

Основными элементами диспансеризации в работе являются: активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса; полное клиническое обследование; динамическое наблюдение за состоянием здоровья; осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, включающего амбулаторное лечение, госпитализацию, санатарно-курортное лечение, диетическое питание, трудоустройство; знакомство с условиями труда и быта с целью установления связи между ними и выявленными заболеваниями, разработка мер по устранению вредных факторов среды и обеспечению наиболее благоприятных условий жизни человека; 

пропаганда среди диспансерных контингентов рационального режима питания, труда и отдыха; 

периодическое обобщение данных об эффективности диспансеризации.

Основные документы по диспансеризации

Основными документами, которые надлежит завести на больных, состоящих на диспансерном учете, является медицинская карта амбулаторного больного и контрольная карта диспансерного наблюдения.

Диспансеризация взрослого населения страны проводится в соответствии с приказом МЗ СССР № 770 от 30.05.86 г. «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения».

Основной ее целью является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболевания, снижение заболеваемости.

Диспансеризация включает:ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением лабораторных и инструментальных исследований;дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;выявление заболеваний в ранних стадиях;определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;

разработку и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий, динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.

Диспансеризация включает в себя 4 последовательных этапа:Определение диспансеризуемых контингентов населения.Активное выявление больных и правильная организация их учета.Активное систематическое наблюдение за диспансеризуемыми лицами, комплексное лечение, патронаж.

Организация общественных профилактических мероприятий.

Диспансерная работа контролируется заведующим отделением. Для анализа качества диспансеризации и ее эффективности можно рекомендовать следующие критерии.

Показатель охвата диспансерным наблюдением населения участка: (число диспансеризуемых/число жителей участка) х 100%;Показатель охвата диспансерным наблюдением больных различными заболеваниями: (число диспансеризуемых больных данной болезнью/общее число больных данной болезнью) х 100%;Оценка активности участкового врача в проведении диспансеризации: (число активных посещений/число диспансеризуемых больных) х 100%;

Оценка эффективности диспансеризации: количество случаев временной утраты трудоспособности на 100 диспансеризуемых больных по каждой нозологической форме: а) (число случаев временной нетрудоспособности/число диспансеризуемых) х 100%; б) (процент диспансеризуемых, имеющих данную отметку/общее число диспансеризуемых) х 100%.

Источник: https://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/dispanserizatsiya-zdorovykh-detei

Определение понятия, цели, задачи диспансеризации

Основные принципы диспансеризации детей

Одним из основополагающих принципов здравоохранения является профилактическая направленность. Этот принцип наиболее полно вы­ражается в диспансерной методе работы лечебно-профилактических учреждений.

Диспансеризация (диспансерный метод) – это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения, нап­равленный на укрепление здоровья и повышение трудоспособности, обеспечение правильного Физического развития и предупреждение за­болеваний путем проведения комплекса лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий.

Контингенты, подлежащие диспансеризации, включают как здоро­вых, так и больных людей.

К первой группе относятся:

– лица, которые в силу своих физиологических особенностей тре­буют систематического наблюдения за состоянием здоровья ( дети, подростки, беременные женщины);

– лица, испытывающие воздействие неблагоприятных факторов произ­водственной среды;

– декретированные контингенты ( пищевики, работники комму­нальной службы, работники общественного и пассажирского транспор­та, персонал детских лечебно-профилактических учреждений и др.);

– спецконтингенты (лица, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС);

– инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравнен­ные к ним контингенты.

Ко второй группе относятся:

– больные хроническими заболеваниями;

– реконвалесценты после некоторых острых заболеваний;

– больные с врожденными (генетическими) заболеваниями и порока­ми развития.

Диспансеризация здоровых имеет целью сохранение здоровья и трудоспособности, выявление Факторов риска развития заболеваний и их устранение, предупреждение возникновения заболеваний и травм путем осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий.

Диспансеризация больных предусматривает раннее выявление за­болеваний и устранение причин, способствующих их возникновению, предупреждение обострений, рецидивов, осложнений, сохранение тру­доспособности и активного долголетия, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности путем оказания всесторонней квалифициро­ванной лечебной помощи, проведения оздоровительных и реабилита­ционных мероприятий.

Задачи диспансеризации:

– выявление лиц с факторами риска и больных на ранних стадиях заболеваний путем проведения ежегодных профилактических осмотров обязательных контингентов и по возможности других групп населе­ния;

– активное наблюдение и оздоровление больных и лиц с Факторами риска;

– обследование, лечение и реабилитация больных по обращаемости, динамическое наблюдение задними;

– создание автоматизированных информационных систем и банков данных по диспансерному учету населения;

диспансерного метода работы ЛПУ (этапы диспансеризации)

Диспансерный метод используется в работе общих и специализи­рованных лечебно-профилактических учреждениях: в территориальных поликлиниках, детских поликлиниках, женских консультациях, меди­ко-санитарных частях и здравпунктах промышленных предприятий, по­ликлиниках ЦРБ, на сельских врачебных участках, а также в специа­лизированных диспансерах – противотуберкулезных, кожно-венерологических, психо-неврологических, онкологических, эндокринологи­ческих, кардиологических и т.д.

Ведущая роль в диспансеризации населения принадлежит террито­риальным поликлиникам, а центральной фигурой в осуществлении ее является участковый врач ( терапевт, педиатр, акушер-гинеколог, цеховой врач, врач сельского врачебного участка).

Осуществление диспансеризации в ЛПУ складывается из опреде­ленных, взаимосвязанных этапов:

1. Учет, обследование населения и отбор контингентов для поста­новки на диспансерный учет.

2. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятия

5. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в ЛПУ, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию.

1 этап. Первоначальным этапом является учет населения по учас­ткам путем проведения переписи средним медицинским работником. На этом этапе осуществляется также обследование населения с целью оценки состояния здоровья, обнаружение факторов риска, раннего выявле­ния больных.

Выявление больных осуществляется при профилактических осмот­рах населения, при обращении больных за медицинской помощью в ЛПУ и на дому, при активных вызовах к врачу, а также при проведении специальных обследований по поводу контактов с инфекционным больным.

Различают 3 вида профилактических осмотров.

Предварительный медицинский осмотр проводится лицам поступаю­щим на работу или учебу с целью определения соответствия (пригод­ности) рабочих и служащих выбранной ими работе и выявления забо­леваний, которые могут явиться противопоказаниями для работы в данной профессии.

Периодический медицинский осмотр проводится в плановом

порядке в установленные сроки определенным группам населения и

при текущей обращаемости населения за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения.

К контингентам, подлежащим обязательным периодическим осмот­рам, ОТНОСЯТСЯ:

– рабочие промышленных предприятий с вредными и опасными усло­виями труда;

– работники ведущих профессий сельскохозяйственного производства;

– декретированные контингенты;

– дети и подростки, юноши допризывного возраста;

– учащиеся ПТУ, техникумов, студенты ВУЗов;

– беременные женщины;

– инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним контингенты;

– лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы.

В отношении остального населения врач должен использовать каж­дую явку пациента в медицинское учреждения для проведения профи­лактического осмотра.

Целевой медицинский осмотр проводится для раннего выявления больных отдельными заболеваниями, например, туберкулеза, злока­чественных новообразований, эндокринных заболеваний, венеричес­ких болезней, глаукомы и т.д.

Основными Формами профилактических осмотров являются индиви­дуальные и массовые.

Индивидуальные осмотры проводятся:

по обращаемости населения в ЛПУ (за справкой, с целью офор­мления санаторно-курортной карты, в связи с заболеванием);

– при активном вызове лиц, обслуживаемых поликлиникой, для дис­пансерного осмотра в поликлинику;

– при посещении врачами больных хроническими заболеваниями на дому;

– среди лиц, находящихся на лечении в стационаре;

– при обследовании лиц, находившихся в контакте с инфекционным больным.

Это основная Форма медицинских осмотров неорганизованного на­селения.

Массовые осмотры проводятся, как правило, среди организован­ных групп населения: детей детских дошкольных и школьных учрежде­ний, юношей допризывного возраста, учащихся средних специальных заведений и студентов ВУЗов, рабочих и служащих предприятий, уч­реждений. Массовые профилактические осмотры, как правило, носят комплексный характер и объединяют периодические и целевые.

Осмотры организованных коллективов проводятся на основе согла­сованных планов-графиков и регламентируются соответствующими при­казами Министерства здравоохранения.

Данные медицинских осмотров и результаты проведенных обследо­ваний заносятся в учетную медицинскую документацию (“Медицинскую карту амбулаторного больного”, “Индивидуальную карту беременной и родильницы”, “Историю развития ребенка”).

По результатам осмотра дается заключение о состоянии здоровья и определяется группа наблюдения.

Группа “здоровые” (Д1) – это лица, которые не предъявляют жалоб и у которых в анамнезе и при осмотре не выявлены отклонения в состоянии здоровья.

Группа “практически здоровые” (Д2) – лица, имеющие в анамнез хронические заболевания без обострений в течение нескольких лет, лица с пограничными состояниями и факторами риска, часто и дли­тельно болеющие, реконвалесценты после острых заболеваний.

Группа “хронические больные” (Д3):

а) лица с компенсированным течением заболевания с редкими обос­трениями, непродолжительной потерей трудоспособности, не препят­ствующего выполнению обычной трудовой деятельности.

б) больные с субкомпенсированным течением заболевания, у которых отмечаются частые ежегодные обострения, продолжительная потеря трудоспособности и ее ограничение.

в) больные с декомпенсированным течением заболевания, имеющие ус­тойчивые патологические изменения, необратимые процессы, ведущие к стойкой утрате трудоспособности и инвалидности.

При выявлении заболевания у осматриваемого врач заполняет ста­тистический талон (ф. 025/2-у); делает записи о состоянии здо­ровья в медицинской карте амбулаторного больного (Ф.025/у).

Лица, отнесенные к третьей группе здоровья берутся на диспансерный учет участковым врачом или врачом-специалистом. При взятии больного на диспансерный учет на больного заводится контрольная карта диспан­серного наблюдения (Ф.

030/у), которая хранится у врача, осущес­твляющего диспансерное наблюдение за больным.

Проведение профилактического осмотра без последующих лечеб­но-оздоровительных и профилактических мероприятий не имеет смыс­ла. Поэтому на каждого диспансеризуемого составляется план дис­пансерного наблюдения, который отмечается в контрольной карте диспансерного наблюдения и в медицинской карте амбулаторного больного.

2 этап. Динамическое наблюдение за диспансеризуемым проводится дифференцирование по группам здоровья.

Наблюдение за здоровыми (1 группа) осуществляется в виде перио­дических медицинских осмотров. Обязательные контингенты населе­ния проходят ежегодные осмотры по плану в установленные сроки. В отношении остальных контингентов врач должен максимально использовать любую явку пациента в медицинское учреждение.

В отношении этой группы населения проводятся оздоровительные и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение за­болеваний, укрепления здоровья, улучшение условий труда и быта, а также пропаганда здорового образа жизни.

Динамическое наблюдение за лицами, отнесенными ко 2 группе (практически здоровые) имеет целью устранение или уменьшение Фак­торов риска развития заболеваний, коррекцию гигиенического пове­дения, повышение компенсаторных возможностей и резистентности ор­ганизма.

Наблюдение за больными, перенесшими острые заболевания, имеет целью предупреждение развития осложнений и хронизации процесса. Частота и длительность наблюдения зависят от нозологической фор­мы, характера процесса, возможных последствий. Например, после острой ангины длительность диспансеризации составляет 1 месяц, после острой пневмонии -6 месяцев.

Диспансерному наблюдению у врача-терапевта подлежат больные с острыми заболеваниями, имеющими высокий риск хронизации и разви­тия тяжелых осложнений: острая пневмония, острая ангина, инфек­ционный гепатит, острый глонерулонеФрит и другие.

Диспансеризация лиц с хроническими заболеваниями осуществляет­ся на основе плана лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает число диспансерных явок к врачу; консультации врачей специалистов; диагностические исследования; медикаментоз­ное и противорецидивное лечение; Физиотерапевтические процедуры; лечебную Физкультуру; диетическое питание, санаторно-курортное лечение; санацию очагов инфекции; плановую госпитализацию; реабилитационные мероприятия; рациональному трудоустройство и т.д.

Диспансерную группу больных хроническими заболеваниями, подле­жащих диспансерному наблюдению врачами-терапевтами составляют больные со следующими заболеваниями: хронический бронхит, брон­хиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого, ги­пертоническая болезнь, НЦД, ИБС, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, хронический гастрит с секреторной недостаточ­ностью, хронический гепатит, цирроз печени, хронический холецис­тит и ЖКБ, хронический колит и энтероколит, неспецифический яз-

венный колит, мочекаменная болезнь, хронический гломерулонефрит, хронический пиелонефрит, остеоартроз, ревматизм, ревматоидный ар­трит, часто и длительно болеющие.

При наличии в поликлинике вра­чей узких специальностей (пульмонологов, кардиологов, гастроэнтерологов, эндокринологов, невропатологов и др.

) профильные больные в зависимости от возраста и стадии компенсации могут находиться под диспансерным наблюдением у этих специалистов.

Группу диспансерных больных, подлежащих диспансерному наблюде­нию врачом-хирургом, составляют больные с Флебитом и тромбофле­битом, варикозным расширением вен нижних конечностей, пострезек­ционные синдромы, хроническим остеомиелитом, эндартериитом, тро­фическими язвами и т.д.

В ходе динамического наблюдения намеченные мероприятия в тече­ние года выполняются, корректируются, дополняются.

В конце года на каждого диспансеризуемого заполняется этапный эпикриз, кото­рый отражает следующие моменты: исходное состояние больного; про­веденные лечебно-оздоровительные мероприятия, динамика течения заболевания; итоговая оценка состояния здоровья (улучшение, ухуд­шение, без измененения).

Эпикриз просматривается и подписывается за­ведующим отделением. Во многих ЛПУ для удобства используются спе­циальные бланки типа “план-эпикриз диспансерного наблюдения”, ко­торые вклеиваются в медицинскую карту и позволяют значительно сократить затраты время на оформление документации.

3 этап. Оценка эффективности диспансеризации.

Заключительным этапом диспансеризации является анализ состоя­ния диспансерной работы в ЛПЫ, оценка эффективности диспансериза­ции.

Статистический анализ диспансерной работы проводится на осно­ве расчета трех групп показателей:

– показателей, характеризующих организацию и объем диспансери­зации;

– показателей качества диспансеризации (активности врачебного наблюдения);

– показателей эффективности диспансеризации.

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 15012. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/6-42786.html

Основные принципы диспансеризации детского населения

Основные принципы диспансеризации детей

В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80—85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).

Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.

Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.

Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.

К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.

) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий.

Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.

Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.

В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.

В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей.

Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний.

При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).

Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, кала.

Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог.

Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым.

Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.

На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).

В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.

Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям — функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.

Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника.

Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П.

Стромская и др., 1974).

Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.

Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.

Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д.

Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.

Источник: http://www.medical-enc.ru/17/stomatologia/detskaya/printsipy-dispanserizatsii.shtml

Основные принципы диспансеризации детей – Педиатрия Библиотека русских учебников

Основные принципы диспансеризации детей

Основной метод профилактики в педиатрии – диспансеризация здоровых детей. К 1997 г педиатры наблюдали детей от рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время – до 18-летнего.

При диспансериз зации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с выявленной патологией или склонностью к ней.

В современных условиях диспансеризация является основной формой работы детских поликлиновыелінік.

Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, имеет ребенок

Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты детского населения:

– все дети в период новорожденности;

– дети 1-го года жизни;

– дети из групп риска;

– дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детских дошкольных учреждений;

– дети, имеющие хронические заболевания. Диспансеризация детского населения включает следующие мероприятия:

1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;

2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска;

3) дообследование больных детей, которые нуждаются в этом, с использованием всех современных методов диагностики;

4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей

Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. На каждого ребенка, подлежит диспансерному видеонаблюдени енню, заводится”Контрольная карта диспансерного наблюдения”(форма № 030 / у).

Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей разных возрастных групп. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Контрольная карта имеет быть прежде оперативным документом в работе врачкаря.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные структурные подразделения детской поликлиники и организация их работы

2. Основные направления работы участкового педиатра

3. Организация лечебной работы на педиатрическом участке

4. Организация профилактической работы

5. Основные критерии комплексной оценки состояния здоровья детей

6. Критерии распределения детей на группы здоровья

7. Основные принципы диспансерного наблюдения детей, имеющих хронические заболевания

8. Показания к направлению детей на стационарное лечение

9. Тактика участкового педиатра при выявлении инфекционных заболеваний

Тесты

1. Как часто участковый педиатр должен осматривать с профилактической целью ребенка в возрасте 2 года 2 мес, что относится к I группе здоровья?

A 1 раз в неделю

Б 1 раз в месяц

B 1 раз в 3 мес

Г 1 раз в в мес

Д 1 раз в год

2. Что из перечисленного входит в состав детской поликлиники?

A. Приемное отделение

Б. Мельцеривськи боксы

B. Кабинеты участковых педиатров

Г. Отделение новорожденных

Д. Реанимационное отделение

3. Чем отличаются между собой III, IV и V группы здоровья?

A уровень физического развития

Б уровень нервно-психического развития

B. Частотой острых заболеваний

Г. Стадиями хронического заболевания

Д частоту обострений хронических заболеваний

4. Как часто участковый педиатр должен активно осматривать здоровых детей 4 года?

A 1 раз в месяц

Б 2 раза в месяц

B 1 раз в год

Г 1 раз в 3 мес

Д 1 раз в 6 мес

5. Сколько раз должны быть активно осмотрены участковым педиатром дома здоровые новорожденные на 1-м месяце жизни?

A 1 раз

Б 2 раза

B. С раза

Г 4 раза

Д 5 раз

6. Что из указанного относится к первичной медицинской документации участкового врача-педиатра?

A. История болезни ребенка

Б. Контрольная карта диспансерного наблюдения

B. Статистический талон

Г. Карта выбывшего из стационара

Д. Листок врачебных назначений

ОТВЕТЫ: ??1 -. Г 2 -. В, 3 -. Г 4 -. В, 5 -. В, 6 -. Б

Задачи

1 ребенок, 6,5 мес, родилась после беременности с физиологическим течением, при нормальных родов. Родители здоровы.

Находится на естественном вскармливании улыбается, сидит самостоятельно, произносит отдельному эми склады, пытается ползать. Во время объективного обследования патологии не выявлено.

Как часто участковый педиатр должен проводить активное наблюдение ребенка до достижения им 1-летнего возраста віку?

A 1 раз в неделю

Б 1 раз в месяц

B 2 раза в месяц

Г 1 раз в 2 мес

Д 1 раз в 3 мес

2. На амбулаторный прием пришла девочка, б лет, выписана из стационара, где находилась по поводу дискинезии желчных путей по гипотоническому типу. В настоящее время жалоб нет кожу и слизистые оболочки ки обычного цвета, чистые. Гипертрофия миндалин отсутствует.

Границы сердца не изменены, тоны ритмичные, звучные. Перкуторно над легочными полями ясный легочный звук. Дыхание везикулярное. Живот мягкий, чувствительный й в правом подреберье. Симптомы. Кера,. Ортнера,. Мерфи слабо положительные. Стул не изменены.

К какой группе здоровья следует отнести этого ребенка цю дитину?

A. И

Б II

B III

Г IV

Д V

3 ребенка, 1,5 года, растет и развивается нормально переболевших. ОРВИ. Родители здоровы. Данные объективного обследования ребенка: кожа чистая, слизистая оболочка зева розовая, периферические лимфатические узлы не сб больше не.

Со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем патологических отклонений не выявлено. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме.

Какая должна быть частота профилактических осмотров для данной го ребенка дитини?

A 2 раза в месяц

Б 1 раз в месяц

B 1 раз в 2 мес

Г 1 раз в 3 мес

Д 1 раз в 6 мес

4. На педиатрическую участок из роддома прибыл новорожденный мальчик родился доношенным от здоровых родителей. Длина тела в момент рождения 53 см, масса тела 3500 г. Когда мальчик должен быть в впервые осмотрен участковым педиатромом?

A. В первые сутки после выписки из роддома

B течение первых 3 суток после выписки из роддома

В течение недели после выписки из роддома

Г. Срок осмотра устанавливается по согласованию с родителями ребенка

Д. Во время первого заболевания ребенка

Ответы: 1 -. В, 2 -. Б 3 -. Г 4 -. Б

Источник: http://uchebnikirus.com/medecina/pediatriya_-_tyazhka_ob/osnovni_printsipi_dispanserizatsiyi_ditey.htm

Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет

Основные принципы диспансеризации детей

Диспансерноенаблюдение здоровых детей от рождениядо 18 лет. Анализ эффективностидиспансеризации.

Самостоятельнаяработа. Работа студентов на участке(активные и первичные вызовы на дом,работа на приеме участкового врача испециалистов узкого профиля – поиндивидуальному графику). Оценкаэффективности диспансеризации поиндивидуальным картам развития ребенка.

Актуальностьтемы обусловлена:

  • необходимостью организации перспективного мониторинга здоровья детского населения;

  • значимостью профилактической направленности в деятельности участкового врача-педиатра;

  • необходимостью своевременного выявления и устранения или минимизации факторов риска по формированию различных отклонений в состоянии здоровья;

  • значимостью организации дифференцированного подхода к наблюдению и оздоровлению детей из групп риска.

Цельзанятия:

подготовитьстудентов к работе по организации ивыполнению профилактических мероприятий,направленных на формирование здоровьяи гармоничного развития детей грудногои раннего возраста с учётом особенностейонтогенеза и имеющихся факторов риска.

Диспансеризация детей является одним из основныхразделов профилактической работыучасткового педиатра. Своевременноевыделение групп риска у детей позволяютпроводить целенаправленное диспансерноенаблюдение за ними, что способствуетпрофилактике формирования отклоненийв развитии и состоянии здоровья ребёнка.

Студентдолжен:

знать:

  • Тактику диспансерного наблюдения за здоровыми детьми различных возрастных групп;

  • Группы риска.

  • Комплексную оценку состояния здоровья детей.

  • Физиологические особенности детей различных возрастных групп.

  • Принципы рационального питания детей различных возрастных групп, пищевой режим.

понимать:

  • Ведение детей из социально неблагополучных и экологически неблагополучных условий, детей из группы мигрирующего населения. Приказ N 60 от 14.03.95 г.

  • Диспансеризацию здоровых детей в условиях поликлиники.

  • Врачебные и сестринские патронажи: цель, задачи, сроки, оформление.

  • Диспансеризацию детей из группы риска. Дифференцированное наблюдение и оздоровление в условиях поликлиники.

  • Тактику ведения на участке детей из групп риска.

уметь:

  • дать рекомендации для родителей детей различных возрастных групп (питание, режим дня, сроки наблюдения педи­атра и узких специалистов);

  • выписать рецепты на бесплатное питание, на медикаменты;

  • оформлять возрастные эпикризы с назначением рекомендаций;

  • интерпретировать лабораторные показатели (общий анализ крови, мочи, копрограмма, анализ кала на дизбактериоз, биохимический анализ крови) и функциональные исследования (АД, РS, ЧДД, ЭКГ, ФКГ, рентгенограммы).

  • Провести осмотр детей различных возрастных групп по органам и системам.

  • Дать индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию, уходу за детьми различных возрастных групп.

  • Дать рекомендации по диспансерному наблюдению за здоровыми детьми различных возрастных групп.

МАТЕРИАЛДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросыдля самоподготовки:

  • Тактика диспансерного наблюдения за здоровыми детьми различных возрастных групп;

  • Принципы рационального питания детей различных возрастных групп, пищевой режим.

  • Стандарты оказания медицинской помощи новорожденным

  • Стандарты оказания медицинской помощи детям первого года жизни

  • Стандарты оказания медицинской помощи детям и подросткам

Вопросыдля самоконтроля по теме занятия:

1. Органогенез, анатомо-физиологическиеособенности детей грудного и раннеговозраста.

  1. Сбор анамнезов: социального, биологического, генеалогического.

  2. Антропометрическое обследование ребёнка: измерение массы и длины тела, окружности грудной клетки, окружности головы.

  3. Оценка физического развития ребёнка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов.

  4. Психометрическое обследование ребёнка.

  5. Особенности методики исследования основных органов и систем детей грудного и раннего возраста.

  6. Принципы рационального питания здоровых детей первого года жизни.

  7. Группы здоровья.

  8. Режим дня, воспитания, закаливания детей грудного и раннего возраста.

  9. Профилактика рахита, анемии, хронических расстройств питания, острой заболеваемости.

  1. По теме, планируемой на обсуждение:

  1. Оценка социального, биологического и генеалогического анамнезов.

  2. Комплексная оценка состояния здоровья и определение группы здоровья.

  3. Группы риска в периоде новорожденности и у детей грудного возраста.

  4. Диспансерное наблюдение за доношенным и недоношенным ребенком (кратность осмотра педиатром, специалистами; сроки лабораторных исследований; организация режима дня, вскармливания, физического воспитания, закаливания; профилактика наиболее распространенных фоновых заболеваний; специфическая профилактика инфекционных заболеваний; работа кабинета профилактик – функции медицинской сестры кабинета).

  5. Особенности вскармливания здоровых детей и детей из групп риска по развитию хронических расстройств питания, фоновых заболеваний, недоношенных, аллергической патологии и др. Расчёт и коррекция питания.

  6. Особенности режима и воспитания здоровых детей и детей с функциональными отклонениями со стороны ЦНС, недоношенных и др.

  7. Индивидуальный подход к методам физического воспитания и закаливания.

  8. Индивидуальный календарь профилактических прививок, щадящий метод иммунопрофилактики.

  9. Понятие о социально неблагополучной семье.

  10. Подготовка и оформление ребенка в детские ясли, ясли -сад, определение прогноза адаптации к детским дошкольным учреждениям.

  11. Вопросы деонтологии и медицинской этики при работе с детьми грудного и раннего возраста и их родителями.

  12. Выписать рецепты: витамин Д, перманганат калия, перекись водорода, раствор бриллиантового зелёного, на молочную кухню.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/4103802/page:27/

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий