О растениях растущих на опушке леса

У р о к 1. осенняя экскурсия. почвы, растительный и животный мир родного края | поурочные планы по окружающему миру 4 класс | познание мира

О растениях растущих на опушке леса
так то ЕНТ / Познание мира / Поурочные планы по окружающему миру 4 класс

У р о к 1. ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ. ПОЧВЫ, РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОДНОГО КРАЯ

21.08.2014 7687 0

Цели:

1. Познакомить учащихся с деревьями, кустарниками итравами  лесов родного края; научитьраспознавать эти растения.

2. Рассмотреть почвы лесов; определить тип почвы потаблице «Типы почв».

3. Познакомить учащихся с животным миром лесов.

4. Воспитывать эстетические чувства, стремлениеохранять лесные насаждения.

С н а р я ж е н и е:гербарныепапки, газетная бумага, корзины, простые карандаши.

Подготовкаучителя к экскурсии. В лесу или парке учитель выбирает места, где растутлиственные и хвойные деревья, кустарники и травянистые растения, продумываетмаршрут, определяет места остановок, готовит вопросы для беседы.

Подготовкаучащихся. Перед экскурсией учитель проводит беседу, во время которойвыясняется, что именно учащиеся знают о лесе, какие деревья и кусты имизвестны; какого цвета бывают листья и трава летом; какие лесные цветы знают.

Учитель сообщает время, цель и место проведения экскурсии, дает задание звеньям(назвать и показать самые распространенные деревья и кустарники в лесу;присмотреться, чем отличаются кустарник от дерева, сосна от ели, где большерастет травянистых растений – в густом лесу или на открытой местности и почему;чем отличается форма дерева, растущего на открытом месте, от формы дерева,которое растет в чаще).

Ход урока

I. Организационныймомент. Сообщение темы и целей экскурсии, инструктаж по техникебезопасности во время экскурсии.

Учитель. Когда ты идешьпо тропинке лесной,

                              Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

                Одно «почему» меж деревьямимчится,

                    Летит по пятам за неведомой птицей.

                    Другое – пчелой забралось на цветок,

                    А третье – лягушкою скок в ручеёк.

                    «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

                    «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

                    Сидит «отчего» на зеленом листке,

                    «Куда» полетело верхом на жуке,

                    «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

                    Вопрос за вопросом, и так – целый день.

                    Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

                    Ответы искать под зеленым шатром.

По мереприближения к лесу учитель обращает внимание учащихся на красоту осеннегопейзажа, на ярко окрашенные листья деревьев, на общий вид леса. В лесу детинаблюдают за листопадом, прислушиваются к шелесту листьев под ногами.

Учащиесясамостоятельно знакомятся с растительным миром леса, наблюдают за насекомыми,слушают голоса птиц. Самостоятельно определяют названия растений, насекомых иптиц, увиденных на опушке леса.

II. Работа над новой темой.

Послекороткого отдыха учитель проводит небольшую беседу о значении леса в природе.Потом опрашивает учащихся.

– Какие из деревьев,растущих вокруг, вы знаете? (Ель, сосна, дуб, береза и др.)

– Рассмотрите березувблизи. Как вы узнали, что это береза?

– Сорвите листок березы ирассмотрите его. Какой он формы, цвета? Что вы заметили на его краях?

– Какие ветки у березы?

– Рассмотрите сережки уберезы. В них содержатся семена: если они упадут на землю, то из них вырастутновые деревья (показать молодую поросль березы).

– Встаньте под березой ипосмотрите наверх. Что вы видите сквозь листья? (Синее небо.) А теперьпосмотрите вниз и скажите, что вы видите на земле под березой? (Здесь растетмного травянистых растений.)

Затем дети рассматриваютлипу, и учитель дает задание: став под деревом, посмотреть вверх и сказать, чтоони видят. (Сквозь листья липы почти ничего не видно.)

– А что видите на землепод липой? (Под липой травянистых растений очень мало.)

–Почему их мало? (Сюда проникает мало света.)

Вывод.Для роста каждого растения необходим свет. Чтобы учащиеся убедились вправильности этого вывода, их можно повести на участок, где растет много елей.Они заметят, что ели дают много тени, поэтому под ними такая беднаярастительность.

После этого учитель даетзадание: найти дуб и определить, какое дерево выше – дуб или береза, чемотличаются их ствол, ветки, листья.

Учащиеся рассматриваютдеревья, сравнивают их, устанавливают различие между ними. Они могут найти поддубом желуди. Необходимо сказать, что это плоды дуба.

Затем учитель знакомитучащихся с осиной, сравнивая ее с березой. Подведя к осине, он предлагаетрассмотреть ее и сказать, какая у нее кора, ветки, листья. (У осины коразеленоватая, ветки толще, чем у березы, листья почти круглые.)

Точно так же учащиесямогут познакомиться еще с некоторыми лиственными деревьями. Обобщая материал олиственных деревьях, учитель спрашивает:

– Как распознатьлиственные деревья? (По размеру, общему виду, форме и цвету листьев, окраскекоры.)

На примере ели и сосныследует познакомить учащихся с хвойными деревьями. При помощи учителя ониустанавливают, что стволы этих деревьев прямые.

У ели – темно-коричневогоцвета, у сосны – желто-красного, а вместо листьев хвоинки, похожие на иголочки,но у ели они короче и размещены на ветках по одной, а у сосны попарно. Верхушкаели острая, а у сосны – закругленная.

Шишки у ели продолговатые, а у сосны –короткие. При случае можно показать учащимся и другие хвойные деревья, краткоих охарактеризовать.

На примере сосны учительможет объяснить, как влияет свет на рост и развитие дерева. Он предлагаетучащимся сравнить 2 сосны: ту, которая выросла в чаще леса, и ту, котораявыросла на открытой местности.

– Почему ветки сосны,которые выросли в густом лесу, растут только в верхней части дерева, а внизузасохли и отпали?

Учащиеся сравнивают,насколько больше света и тепла на опушке леса, чем в чаще его. Они замечают,что внизу ветки на дереве постепенно отмирают, так как там всегда меньше света.Ветки сосны, которая выросла на опушке леса, роскошные, широкие, ствол не оченьровный, а сама она ниже, чем сосна, выросшая в густом лесу. С южной стороныветки развиты лучше, чем с северной.

– Сосна не требовательна кпочве и влаге. Это светолюбивое растение.

Дети отмечают, что осеньюлистья на деревьях теряют свой зеленый цвет и приобретают различную окраску,начинается листопад.

Учащиеся объясняют причинуэтих явлений.

Окраска листьев изменяется потому, что под влиянием похолодания исокращения светового дня разрушаются красящие вещества, которые придают листьямзеленый цвет, а остаются другие красители.

Листопад также связан с подготовкойрастений к зиме. Ведь зимой корни не могут всасывать из почвы воду, и если былистья оставались, то растение засохло бы: из него испарилась бы вся вода.

На основе наблюденийучащиеся приходят к важному выводу: в зависимости от условий жизни в разноевремя года (температура воздуха, освещение) происходят изменения вжизнедеятельности растений.

– Что общего между всемидеревьями? (Все деревья имеют корни, ствол, ветки, они растут иразмножаются.)

Учитель подводит детей ккусту орешника, предлагает сравнить его с березой. На основе сравнения детиустанавливают, что деревья выше, чем кустарники; ствол у них толще; кустарникине имеют большого ствола, у них много тоненьких стволиков.

– Найдите еще 3–4 видакустарника.

Собрав учащихся на поляне,учитель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие еще растения, кромедеревьев и кустарников, растут в лесу. Дети показывают различные травы.

– Чем отличаются этирастения от деревьев и кустарников?

– У трав стебли тоненькие,в большинстве случаев сочные, зеленые, некрепкие. Травы осенью засыхают игибнут. Учащиеся знакомятся с несколькими травянистыми растениями, рассказываюткак они  могут использоваться человеком.

Если дети найдут в лесу грибы, учитель долженопределить, какие они (съедобные, несъедобные), обратить внимание нахарактерные признаки ядовитых грибов.

– Как же расположен растительный мир в лесу? (Влесу все растения занимают как бы свой «этаж».)

– Ученые называют эти этажи ярусами и располагают впорядке уменьшения. Расположите ярусы по порядку. (Деревья, кустарники,травы.)

Далее учитель предлагает по таблице «Типы почв»определить типы почв в лесу. (Серая лесная почва, подзолистая почва.) Какиептицы живут в этом лесу? Учащиеся дают краткое описание птиц и насекомых,живущих в этом лесу.

Далее учитель просит составить цепи питания.

В ходе экскурсии следует обратить внимание на влияниечеловека на жизнь леса.

III. Итоги экскурсии.

1. Какие вы знаете деревьяи кустарники, растущие в лесу?

2. Что общего в строениивсех деревьев?

3. В каких условиях лучшеразвиваются деревья?

4. чем отличается дерево от кустарника?

5. С какими травами выпознакомились?

6. Под какими деревьямилучше развиваются травянистые растения? Почему?

7. Какие деревьярасположились в верхнем ярусе?

8. Какие растениярасположились в среднем ярусе?

9. Что растет в нижнемярусе?

10. Какие насекомыеобитают в лесу?

11. Каких птиц увидели наэкскурсии? Голоса каких птиц услышали?

12. Какие почвы в лесу?

13. Чем является лес дляживых организмов?

14. Какое значение имеетлес для человека?

Домашнее задание.

Написать сообщение ободном растении или животном леса.

Составить цепи питания влесу.

Источник: https://tak-to-ent.net/load/401-1-0-9765

Растения на опушке леса

О растениях растущих на опушке леса
 > Уральские горы > Растения на опушке леса

Однолетний, широко распространенный сорняк из семейства крестоцветных, с белыми мелкими цветами и характерными треугольными стручками. Цветет с мая по август.

Встречается почти на всей территории Сибири, Урала и средней полосы. В народной медицине применяют траву с зелеными стручками, которую собирают в период цветения.

Трава пастушьей сумки хорошо останавливает различные внутренние кровотечения, вызывает сокращение матки, снижает артериальное давление, прекращает поносы, усиливает выделение мочи.

Настой пастушьей сумки принимают при болезнях печени, почек, мочевого пузыря, печеночных коликах, почечно-каменной болезни, климаксе, гипертонии, поносах, лихорадке и как кровоостанавливающее при геморрое, различных внутренних кровотечениях, нарушениях солевого обмена.

Клинически доказано, что настой этого растения дает хороший эффект и при лечении острого и хронического воспаления почек. Настойку стручков употребляют на ночь как снотворное при нервных расстройствах.

Пижма обыкновенная

Многолетнее растение из семейства сложноцветных, высотой 50-150 см, с сильным запахом. Стебли крепкие, бородавчатые, слегка пушистые. Листья перисторассеченные, нижние черешковые, верхние сидячие. Небольшие трубчатые желтые цветки собраны в корзинки. Цветет в июле-августе.

В это время заготавливают цветочные корзинки (без щитков). Спиртовой экстракт пижмы является хорошим желчегонным, болеутоляющим, повышающим аппетит и улучшающим пищеварение препаратом.

Он хорошо переносится больными, нетоксичен, что подтверждается клиническим наблюдением и исследованием функционального состояния печени.

В народной медицине Сибири пижма применяется при язве желудка, поносах, энтероколитах, ахилии, ревматизме, подагре, водянке, желтухе, трахоме, головной боли, пониженном кровяном давлении, эпилепсии и как средство, регулирующее менструальный цикл.

Однако применение пижмы требует осторожности, так как растение ядовито. Порошок соцветий применяется против насекомых, им обсыпают свежее мясо для предохранения от мух. Пижму кладут для аромата вместо корицы в кексы, пудинги, салаты.

Подорожник

Это растение из семейства подорожниковых. Растет у дорог и не боится вытаптывания на опушке леса, на полях, лугах. Стебель у него укорочен, с прикорневой розеткой листьев. Цветки собраны в простой колос. Лечебное применение имеют листья. Из листьев подорожника готовят препарат плантаглюцид, которым лечат язвы. 

В народной медицине сок подорожника назначают при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, им лечат гастрит с пониженной кислотностью, колит, понос.

Свежие листья обладают бактерицидным действием, их прикладывают к ранам, ожогам, длительно незаживающим язвам. Отвар листьев подорожника понижает количество холестерина и повышает содержание гемоглобина в крови.

Из свежих листьев подорожника можно делать салаты, а семена употреблять в суп вместо крупы.

Травянистое растение из семейства сложноцветных, высотой до метра, с ветвистым корневищем. Стебли красноватые, ребристые. Листья очередные, перисторассеченные, снизу беловато-войлочные, сверху зеленые. Мелкие розоватые цветки цветут с июля по октябрь. Распространена повсеместно по сорным местам, лугам, на опушке леса.

Лечебное применение имеют трава и корни. Траву собирают во время цветения, корни – осенью (их очищают от земли, но не обмывают, и сушат). Хранят сырье в плотно закрытых сосудах.

В народной медицине применяются в виде настоя при эпилепсии, неврозах, неврастении в качестве успокаивающего и противосудорожного средства.

Полынь используют также при лечении туберкулезного менингита, аменорреи, дисменорреи, сахарного диабета, желтухи, заболеваний органов пищеварения, а также рака легких, желудка и женской половой сферы.

Пустырник пятилопастной

Многолетнее травянистое растение с четырехгранным прямостоячим опушенным ветвистым стеблем. Листья супротивные, пальчатопятираздельные, городчато-пильчатые, сверху зеленые, снизу светло-зеленые.

Мелкие двугубые густоопушенные цветы собраны в мутовки в пазухах верхних листьев. Верхняя губа венчика пурпурно-розовая, нижняя – желтоватая, с пурпуровыми крапинками. Цветет с июня по август. Плод – трехгранный орешек.

Растет по пустырням, склонам, обрывам, вдоль дорог, по садам, на лугах и опушках леса.

В медицине применяется трава (верхушки стеблей с листьями), которую собирают в период цветения.

В научной медицине пустырник применяют при сердечно-сосудистых неврозах, при повышенной нервной возбудимости, начальных стадиях гипертонии, кардиосклерозе, грудной жабе, миакардите, пороках сердца, начальных формах базедовой болезни, катарах толстого кишечника. Пустырник положительно влияет при лечении эпилепсии, эффективен при вегетативно-сосудистых дистониях.

Ромашка аптечная

Однолетнее пахучее травянистое растение из семейства сложноцветных, с ветвистым стеблем. Листья дваждыперистораздельные.

Цветочные корзинки некрупные, состоят из белых ложноязычковых и срединных желтых трубчатых цветков. Цветет в мае – сентябре. Для растения характерен сильный приятный запах.

Растет ромашка по огородам, полянам, сорным местам, на лесной опушке, у дорог и жилищ. Для лечебных целей собирают цветочные корзинки.

Водный настой ромашки применяют как слабительное, потогонное, противовоспалительное, ветрогонное, мягчительное средство, при детских желудочно-кишечных заболеваниях, женских болезнях. Крепкий водный настой в виде ванн полезен при ревматизме, подагре, для полоскания горла и провывания гнойных ран. Цветы ромашки входят в состав грудных и успокоительных сборов.

Солодка голая

Многолетнее травянистое растение из семейства бобовых, с мощной корневой системой. Листья очередные, сложные, непарноперистые. Бледно-фиолетовые цветки мотылькового типа собраны в густые колосовидные кисти. Цветет с июня по август. Встречается в степной части.

Лечебное применение имеют корни, которые выкапывают глубокой осенью. Китайская медицина использовала солодку как лекарство для сохранения красоты и молодости.

Греки применяли при кашле, астме и всех грудных болезнях. Помогает солодка и при геморрое, как слабительное и как ранозаживляющее.

Использовали ее также для лечения болезней желудка, гастрита с повышенной кислотностью. Противопоказана солодка при гипертонии и тучности.

Тысячелистник обыкновенный

Многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, высотой 20-50 см. Стебли прямые, опушенные. Листья дваждыперистые, рассеченные. Цветки собраны в корзинки на верхушке стебля, язычковые цветы белые или розовые, средние – трубчатые, цветет в июле – сентябре. Заготавливают траву.

Настои и отвары из травы тысячелистника употребляют при желудочно-кишечных заболеваниях.

Назначают их и как хорошее кровоостанавливающее средство, в также при воспалительных процессах матки, при фибромиоме, белях, метропатии, носовы, кишечных, геморроидальных кровотечениях, как горесь для возбуждения аппетита.

Хвощ зимующий

Хвощ из семейства хвощевых сохранился в наших лесах ещё со времен теплого третичного периода. Он растет в сосновых и смешанных лесах по оврагам, берегам рек.

Побеги хвоща зимующего состоят из нескольких трубчатых звеньев-междоузлий, а места их соединений опоясаны черными зубчатыми кольцами из недоразвитых крохотных листьев. Снаружи побеги продольноребристые и сильно шероховаты.

Зимующий хвощ питателен,его охотно поедают различные животные тайги: кабаны, лоси, косули и кабарга.

В народной медицине отвар травы пьют при сустваном ревматизме, подагре, мочекаменной болезни, кровавой моче, при женских заболеваниях. 

Цикорий обыкновенный

Многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Стебель прямой, ветвистый. Цветочные корзинки красивые, голубые, появляются в июне-августе. Плод – семянка. Распространен в южных районах. Применяется все растение. Траву собирают в июне-августе, корни – поздно осенью и рано весной. Корни добавляют как суррогат к кофе.

Молодые листья используют в качестве салатов. Цикорий возбуждает аппетит, регулирует обмен веществ при кожных зоболеваниях, повышает выделение мочи и желчи, помогает при поносах, успокаивающе действует на нервную систему, усиливает работу сердца.

 Траву в виде настоя применяют также при циррозах печени, желтухе, спасзмофилии, малокровии, диабете.

Чабрец

Многолетний полукустарник из семейства губоцветных. Образует небольшие островки-дерновики, которые издали кажутся клумбочками, благодаря ветвям, стелющимся по земле, и укореняющимся побегам. Цветочные стебли, высотой 5-10 см, неветвистые, с мелкими листочками.

Мелкие розоватые цветки собраны в головчатое соцветие. Чашечки двугубые, опушенные, верхняя губа широкая, цельная, нижняя – трехлопастная. Цветет с июня до поздней осени. Встречается широко на степных лугах, по окраинам дорог, на опушке леса, на открытых песчаных местах.

С лечебной целью применяют траву, которую собирают во время цветения. В народной медицине окуривание чабрецом использовали для лечения чахотки, бессоницы, кашля. Отвары растения применяют при лечении коклюша, астмы, желудочно-кишечных заболеваниях. Ванны и компрессы делают при ревматизме, параличах, радикулитах, невралгиях, ушибах. Настоем травы моют голову при головных болях.

Олег Приходько

Источник: http://volnomuvolya.com/rasteniya-na-opushke-lesa.html

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий