Классификация методов детской психологии

Классификация методов детской психологии, Наблюдение как метод детской психологии – Детская психология Библиотека русских учебников

Классификация методов детской психологии

Психология Детская психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

В психологических исследованиях изучаются психические факты, их механизмы и закономерности.

Главной особенностью психического факта является то, что он составляет внутреннюю сущность человеческого поведения, а потому доступен изучению лишь косвенно (С. Л. Рубинштейн,. Г. С. Костюк,. А. Н. Леонтьев,. С. Д. Максименко,. А. В. Петровский).

Например, ребенок переживает радость от того, что нарисовала рисунок: улыбается, демонстрирует рисунок взрослым, комментирует свой успех. Однако само переживание радости остается скрытым.

Опосредованное изучение психических явлений означает, что исследователь опирается на внешние их показатели – действия младенцев и и его речи – где объективируются (определяются) психические процессы и состояния. Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонации речионації мовлення.

Специфика предмета детской психологии определяет и особенности психологического исследования. Изучение психики ребенка составляет сложную задачу ученых, а также педагогов.

Средствами психологического исследования ния выступают методы – определенные пути сбора научных фактов, которые затем служат предметом теоретического анализа.

Методы психологии отражают специфику психологических фактов или объявлениявищ.

Методы детской психологии можно разделить на четыре группы

1 группа отличается по организационным критерием и включает:

o сравнительный метод, который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предусматривает одновременное изучение определенного психического явления в разных возрастных групп с целью выявления его динамики;

o лонгитюдный – предусматривает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

o комплексный – в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи)

2 группа это эмпирические методы (исследовательские), к которым относится:

o наблюдения;

o самонаблюдения;

o эксперимент – естественный, лабораторный

3 группа – психодиагностические методы – выявляют актуальный уровень развития психики или личности ребенка (тесты)

4 группа – дополнительные методы, которые сами по себе не обеспечивают достаточной объективности результатов – анализ продуктов деятельности, анализ классных и школьных документов, биографические методы, беседа, интервью

5 группа – методы обработки результатов, включающие количественную обработку методами математической статистики (корреляционный, дисперсионный, факторный анализы) и качественную обработку путем дифференциации результатов за тип ами, видами, вариантами, их категоризаци.

Заключение о классификации методов детской психологии:

– исследование психических фактов ребенка носит опосредованный характер на основе фиксации их внешних проявлений, прежде всего в речи и поведении;

– методы исследований следует использовать в сочетании для обеспечения принципа комплексности

3 наблюдения как метод детской психологии

. Наблюдение предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов согласно объект объектом. Широко использовал наблюдения в исследовании детей дошкольного возраста известный психолоог

М. Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли дос исследуемых.

Они воспринимают исследования как обычное общение, беседу, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт маленького ди заборы отличаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.

Таким образом, чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюденияеження.

Различают несколько видов наблюдения:

полное и частичное;

включено и включенные

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений, частичное – одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть членом группы млад ей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельностиі.

Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью.

Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь с привычными для себя делами, что облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке время этого не достаточно для обеспечь ения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первый попавшийся проявление поведения может быть интерпретирован как закономерный и устойчивый чтобы избежать и такой ошибки, наблюдение следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разноцветная палитра фактов, и очень трудно отделить характерно, существенное от случайного и другорядногядного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя:”Не хочу, не хочу”Следует сделать вывод о том, что малыш капризен й? и, наприклад:

– требовательность как устойчивая характеристика личности малыша;

– переутомление или болезнь ребенка;

– переживание обиды, если ребенку не дали желанную игрушку;

– неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др.)

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка

Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя.

Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, вследствие которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены искаженно.

Важно также избавиться лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного.

Как известно, ребенок, вызывает у взрос лого симпатию оценивается им более снисходительно, чем та, которая”не нравится”Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами подвел щиты объективность исследования помогает прием, названный”стереоскопичность взгляда”на ребенка, предполагает обращение к мнению родителей и других взрослых, которые работают с нерослих, які працюють з нею.

Проведение наблюдений за поведением ребенка требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задачи фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных ф форм ведения протокола -“фотографическая запись”, который, по определению. М. Я.

Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отметь ае паузы, интонацию, силу голоса, темп.

Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка”Фотографическая запись”раскрывает целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в о протокол отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направлены на нелітків, направлені на неї.

Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов

Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет сбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек).

При наблюдении исследователь отмечается пассивной выжидательной позицией, потому что не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, также замедляет динамик в исследование, поэтому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования – эксперименнт.

Заключение о наблюдении как метод детской психологии:

– психологическое наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов;

– до проведения психологического наблюдения составляют его план, определяют цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов;

– чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения;

– объективность результатов наблюдения определяется его систематичностью и беспристрастной позицией исследователя;

– проведение психологических наблюдений за поведением ребенка требует специальной подготовки исследователя

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_dutkevich_tv/klasifikatsiya_metodiv_dityachoyi_psihologiyi.htm

Классификация методов детской психологии. Основные пути исследования детской психики

Классификация методов детской психологии

1 группа отличается по организационным критерием и включает: 

* сравнительный метод, который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предполагает одновременное изучение определенного психического явления вразных возрастных групп с целью выявления его динамики;

* лонгитюдный – предполагает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

* комплексный- в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи).

2 группа это эмпирические методы (исследовательские), к которым относятся:

* наблюдения; * самонаблюдения; * эксперимент – естественный, лабораторный.

3 группа – психодиагностические методы – проявляют актуальный уровень развития психики или личности ребенка (тесты).

4 группа – дополнительные методы, которые сами по себе не обеспечивают достаточной объективности результатов – анализ продуктов деятельности, анализ классных и школьных документов, биографические методы, беседа, интервью.

5 группа – методы обработки результатов, включающих количественную обработку методами математической статистики (корреляционный, дисперсионный, факторный анализы) и качественную обработку путем дифференциации результатов по типам, видам, вариантами, их категоризацию.

Можно выделить три основные стратегии исследований – исследование путем «поперечных срезов», «продольное» изучение (лонгитюдная стратегия) и изучение развития отдельных сторон детской психики в процессе их активного формирования (формирующая стратегия). Исследование путем «поперечных срезов».

Подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому либо существенному признаку – возрасту, полу, времени пребывания в образовательном учреждении, и сравниваются по уровню развития какой-либо психологической характеристики. Недостатком этой стратегии является то, что мы почти ничего не можем узнать о природе и движущих силах самого процесса развития.

Кроме того, при таких массовых обследованиях, когда полученные результаты усредняются, невозможно учесть индивидуальные особенности, которые могут быть значительными. При «продольном» (логитюдном) исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей на протяжении продолжительных отрезков жизни.

Основной недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что их результаты, основанные на изучении небольшого числа детей (а иногда даже одного ребенка), опасно распространять на всех детей. Здесь может быть преувеличена роль индивидуальных различий и в динамике и в содержании психического развития.

Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетический путь исследования) основывается на теоретических положениях Л.С. Выготского, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение.

В процессе экспериментально-генетического исследования мы не просто измеряем, то или иное психическое явление, а стремимся его активно сформировать, исходя из предположений о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. Особое значение данной стратегии заключается в том, что на ее основе создаются эффективные методы не только изучения, но и обучения и воспитания детей.

Наблюдение как метод детской психологии. Виды и техника наблюдений. Особенности организации стандартизированного наблюдения

Наблюдение — это систематическое целенаправленное прослеживание проявления психики человека в определенных условиях. Различают два виданаблюдения: сплошное и выборочное. Сплошное — когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода.

При выборочном наблюдении внимание обращается только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. При использовании метода наблюдения необходимо соблюдать следующие требования: — предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

— проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. — наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах, наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности систематичным. Важно учитывать ранее полученные сведения (соблюдать преемственность).

Метод самонаблюдения (в виде самоконтроля) не является самостоятельным, основным методом познания сущности психических явлений. Беседа, устная/письменная имеет целью выяснение ограниченного круга вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению.

Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, причем содержание беседы определяется заранее, продумывается план выяснения намеченных вопросов (требуется спец.подготовка, время на проведение исследования). Устный опрос позволяет глубже проникнуть в психологию человека.

Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психич. процессов. Возможны наблюдения при помощи технических средств (видео, диктофона)

Источник: https://studopedia.net/1_33441_klassifikatsiya-metodov-detskoy-psihologii-osnovnie-puti-issledovaniya-detskoy-psihiki.html

Научный метод

Классификация методов детской психологии

«Проблема методаесть начало и основа, альфа и омега всейистории культурного развития ребенка…Опереться по-настоящему на метод,понять его отношение к другим методам,установить его сильные и слабые стороны,понять его принципиальное обоснованиеи выработать к нему верное отношение -значит, в известной мере, выработатьправильный и научный подход, ко всемудальнейшему изложению важнейших проблемдетской психологии в аспекте культурногоразвития. (Л.С. Выготский).

По-настоящемунаучные данные можно получить толькос помощью научного метода. Научный методобеспечивает объективность исследования.

Термин научныйметод относится к тем общепринятымприемам, которые ученый использует длятого, чтобы продвинуться в своемисследовании от начальной стадииформулирования вопросов· до окончательныхвыводов.

Исследователи могут расходитьсяво взглядах на то, что следует наблюдатьи как лучше всего, измерить наблюдаемоеявление, но большинство исследованийв сущности. состоит из следующих этапов:(А.

Анастази):

1. Постановкапроблемы.Исследователь должен определить, чтоконкретно он собирается изучать.

2. Формулированиегипотез в отношении предполагаемыхпричин изучаемою явления.Исследователь должен предсказатьпричины, которые, по его мнению, вызываютинтересующее его явление.

3. Проверкагипотезы.Исследователь должен: а) собрать данныеи б) проанализировать их, используясоответствующие статистические критерии.

4. Формулированиевыводов.Учитывая результаты предыдущего этапа,исследователь должен сформулироватьзаключение о тех причинных связях,которые предполагались в исходныхгипотезах.

Цели и проблематикаисследования определяют методы каксредства достижения.

Рассмотримклассификацию методов исследования,которую, предложил Б. Ананьев. Этаклассификация интересна тем, что онапостроена как раз так, что отражаетэтапы проведения исследования.

Классификация методов применяемых в возрастной психологии

Организационные:

лонгитюдный;

Метод продольныхсрезов (лонгитюдный). Группы обследуемыхнаблюдаются неоднократно на протяженииустановленного отрезка времени; повторныеизмерения проводятся в разных возрастах.

Преимущества: обнаруживает связи междуповедением на разных этапах жизни.

Недостатки: возможность неправильнойинтерпретации наблюдаемых в определенномвозрасте изменений вследствиенаправленного уменьшения выборкиобследуемых, их знакомства с методикамиисследования и эффектов когорты.

«поперечных»срезов;

Метод поперечныхсрезов. Группы обследуемых разноговозраста исследуются одновременно.Преимущества: требует меньше времении затрат, чем лонгитюдное исследование.Недостатки: группы могут отличаться нетолько по возрасту; не позволяет изучатьтенденции роста; эффекты когорты могутсказываться на наблюдаемых возрастныхразличиях.

комплексный.

Комбинированный(когортно-последовательный) метод. Двеили более группы индивидуумов, родившихсяв разное время. неоднократно исследуютсяна протяжении установленного периодавремени.

Преимущества: допускаетпродольные и поперечные сравненияхарактеристик детей; позволяет измерятьэффекты когорты. Недостатки: на проведенииданного.

исследования могут сказатьсянедостатки, присущие методам продольныхи/или: поперечных срезов, хотя сам посебе этот план способствует их преодолению;его реализация требует больше средстви времени.

Эмпирические:

  • обсервационные (наблюдение, самонаблюдение);
  • эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий);
  • биографический (дневники, анализ жизнедеятельности … );
  • анкетирование, интервью, беседы;
  • психодиагностические (тесты, опросники … );
  • изучение рисунка и др. продуктов деятельности.

Наблюдениеосновано на двух основных принципах:

пассивностисубъекта познания,что выражается в отказе от вмешательствав изучаемые процессы для сохраненияестественности их течения;

непосредственности восприятия,подразумевающей: ограничение возможностиполучения данных пределами нагляднопредставленной ситуации настоящеговремени (наблюдается обычно то, чтопроисходит «здесь и теперь. ).

В психологии поднаблюдениемпонимают метод изучения психическихособенностей индивидов на основефиксации проявлений их поведения.

Научное наблюдениеобладает следующими свойствами:

– целенаправленностью(наблюдатель должен отчетливо понимать,что он собирается воспринимать и длячего, иначе его деятельность превратитсяв регистрацию отдельных ярких и отчетливыхвторостепенных раздражителей, асущественный материал останетсянеучтенным);

– систематичностью,которая позволит достоверно отличитьслучайное от типичного, закономерного;

– планомерностью,так как следование плану, программеспособствует повышению эффективностиисследования, определяя, каким образомбудет произведено наблюдение, когда,где, при каких условиях;

– аналитичностью,ведь оно предполагает не толькоконстатацию наблюдаемых фактов, но иих объяснение, выявление психологическойприроды;

– регистрациейрезультатов, что позволяет исключитьошибки памяти, уменьшить тем самымсубъективизм выводов и обобщений;

– оперированиемсистемой однозначных понятий, специальныхтерминов, способствующих четкому и·недвусмысленному обозначению наблюдаемогоматериала, а также единообразию возможныхинтерпретаций.

В силу этого научноенаблюдение приобретает принципиальнуюповторяемость результатов.

Те данные,которые получил исследователь вопределенных условиях, с большойвероятностью будут подтверждены другимисследователем, если он работает в техже условиях и объект наблюдений неизменился.

Ибо итоги научного наблюдения,сохраняя известную субъективность,меньше зависят от личности воспринимающего,чем итоги наблюдения житейского.

Ограничения методанаблюдения, усложняющие его использование:

  • Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя).
  • Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений
  • Вследствие пассивности наблюдателя требуются значительные затраты времени.

Сильные сторонынаблюдения как метода:

  • Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной, так и невербальной информации: действий, движений, поступков).
  • Сохранена естественность условий деятельности.
  • Допустимо использование разнообразных технических средств.
  • Не обязательно получение предварительного согласия обследуемых.

Эксперимент(от лат. «проба, опыт») – ведущий методнаучного познания, в том числе ипсихологических исследований. Направленна выявление причинно-следственныхзависимостей. Характеризуется созданиемоптимальных условий для: изученияопределенных явлений, а такжецеленаправленным и контролируемымизменением этих условий.

В отличие отнаблюдения, эксперимент – активныйспособ познания реальности, он предполагаетпланомерное вмешательство ученого висследуемую ситуацию, управление ею.Если пассивное наблюдение позволяетнам ответить на вопросы «как?», «какимобразом нечто происходит?», то экспериментдает возможность найти ответ на вопросдругого рода – «почему это происходит?»

Одно из основныхпонятий при описании эксперимента -переменная. Так называют любое реальноеусловие ситуации, которое может бытьизменено. Экспериментатор манипулируетпеременными, тогда как наблюдательждет, пока возникнет то изменение, чтоэкспериментатор производит по своемуусмотрению.

Виды переменных:

Независимая,- это та, которую изменяет экспериментатор.

Зависимая– фактор, изменяющийся в ответ на вводнезависимой переменной.

Промежуточныепеременные– не поддающиеся строгому контролю, нонепременно учитываемые факторы, напрактике находящиеся между независимымии зависимыми переменными и опосредующиеих влияние друг на друга.

Контролируемыепеременные– те условия, которые в ходе экспериментане должны меняться.

Экспериментировать- это значит изучать влияние независимыхпеременных на зависимые при константныххарактеристиках контролируемыхпеременных и учитываемых промежуточных.

Принято различатьдва плана проведения. экспериментов:

– традиционный,где меняется только одна независимаяпеременная;

– факторный, гдеменяется одновременно нескольконезависимых переменных.

Естественно-научныйконстатирующий экспериментпозволяет, установить наличие илиотсутствие изучаемого явления приопределенных контролируемых условиях,измерить его количественные характеристикии дать качественное описание.

Основные особенности(сильные стороны):

• Исследовательсам вызывает изучаемое им явление.

• Может варьировать,изменять условия, вместо того чтобыпозволять решать случаю.

• Изменяя отдельныеусловия и сохраняя неизменными остальные,экспериментатор выявляет значениеотдельных условий.

• Выявляязакономерные связи, можно варьироватьне только условия, но и их количественныесоотношения.

В результате можноустановить количественныe закономерности,допускающие математическую формулировку.

Лабораторныйэксперимент(с помощью этого метода получено большоеколичество данных в изучении восприятия,памяти, темпераментных особенностей ит. д.).

Особенностилабораторного эксперимента:

• Искусственность(включаются некоторые осложняющиеусловия, которые возможны в жизненнойситуации).

• Аналитичность.и абстрактность (экспериментатор обычноберет изучаемый им процесс изолированно,внутри одной определенной системыусловий).. Но какова вероятность, что вдругих условиях проявятся те жезакономерности?

• Осложняющаяроль воздействия экспериментатора(инструкция, само присутствие и т. п.,непосредственное или опосредованноевоздействие).

Очевидно, решениене в том, чтобы исключить это воздействие,а в том, чтобы правильно учесть его.

Основная тенденцияздесь – сочетать экспериментальностьисследования с естественностью условий.

Это реализуется следующим образом:экспериментальному воздействиюподвергаются условия, в которых протекаетдеятельность, сама же деятельностьизучается наблюдением в естественныхусловиях.

Пример: экспериментальноустанавливается, в какой игре у детейпроявляется, ярче та или иная черта,затем дети вовлекаются в игру, и далеепроводится наблюдение.

Развивающийэксперимент

Развивающийэксперимент был введен Л.С. Выгoтским.

Особенность егов том, что вводится педагогическоевоздействие и происходит объективноеизучение изменяющихся явлений.

Обучая ребенка,экспериментатор не стремится зафиксироватьстадию или уровень, на котором находитсяребенок, цель – помочь ему продвинутьсяс этой стадии на более высокую. В этомпродвижении и изучаются закономерностиразвития детской психики.

Метод, названныйЛ.С. Выготским экспериментально-генетическимметодом, позволяет выявить качественныеособенности развития высших психическихфункций. Стратегия формированияпсихических процессов приобрела в концеконцов большое распространение всоветской психологии. Сегодня существуетнесколько идей осуществления этойстратегии.

В настоящее времяинтенсивно разрабатывается эта стратегияисследования – стратегия формированияпсихических процессов, активноговмешательства, построения процесса сзаданными свойствами.

Именно потому,что стратегия формирования психическихпроцессов приводит к намеченномурезультату, можно судить о его причине.

Таким образом, критерием для выделенияпричины развития может служить успешностьформирующего эксперимента.

Метод тестов.

Первые опытыдифференциального изучения психикибыли. вызваны необходимостью различатьдушевнобольных, умственно отсталых ипсихически нормальных людей. Такоеразличение требовало уточнения понятиянормы. В ХХ в.

впервые заговорили огуманном отношении к умственно отсталыми душевнобольным. Тестированием, в СIПAи некоторых других странах в 20-е гг. былиобъяты десятки миллионов людей, но этитесты не похожи на современные.

На развитиетестирования оказала влияниеэкспериментальная психология XIX века,которая требовала соблюдать строгийконтроль условий эксперимента: Нужныстандартные условия: четкая формулировкаинструкций, стандартные стимулы, фиксациявремени, одинаковая освещенность и т.д. ,

Английский биологФ. Гальтон был одним из родоначальниковтестирования. Oн изучал наследственностьчеловека. Проводил тесты на остротузрения (зрительное различение), дляопределения предмета восприятия звукаи др. Гальтон считал, что тесты сенсорногоразличения могут служить средствомоценки интеллекта.

Термин умственныйуровень или умственный возраст, ввелфранцузский ученый А. Бине.

Им быласоставлена шкала развития ребенка от3 до 11 лет, где фиксировался широкийдиапазон функций, среди которыхспособность к суждению, пониманию ирассуждению.

Затем шкала Бине быламодифицирована Терменом и сталаназываться Стэнфорд-Бине. IQ — коэффициентинтеллекта определялся как отношениямежду умственным возрастом и фактическимвозрастом.

Обрабатывающие:

количественные:

– определениесреднего арифметического, коэффициентавариации, критерия Стьюдента и т.п.,

– регрессионныйанализ,

– корреляционныйанализ;

-факторный анализ,

– дисперсионныйанализ,

качественные:

– психологическаяказуистика,

– дифференциацияпо типам, группам, вариантам развития.

Интерпретационные:

генетические:

описание иинтерпретация генетических связеймежду фазами и уровнями развития;

структурные:

описание иинтерпретация взаимосвязей междуотдельными параметрами развития.

Источник: https://studfile.net/preview/5247400/page:4/

Основные методы изучения развития ребенка. Классификация и краткая характеристика

Классификация методов детской психологии

Специфика применения методов в работе с детьми определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Классификация методов (по Ананьеву).

1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. – –Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам).

Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики.

Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.

Комплексный анализВсовременных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач.

В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами.

Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

2. эмпирические методы добывания научных данных.

К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др.

Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека.

Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы.

Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований.

Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

1.  Стратегия наблюдения.  Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной  последовательности.
Наблюдение – это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления.

Наблюдение – незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.

Наблюдение – сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований.

Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

2.  Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

а) метод поперечного среза – в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей – детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

б) лонгитюдный метод, который часто называется “продольным исследованием”. Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются “поперечными” срезами.

Беседа – эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование – метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование – диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

3.  Стратегия формирующего эксперимента.

Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель – активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.

Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.

  Естественный эксперименторганизуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
– постановка цели;

– планирование хода эксперимента;

– проведение эксперимента (сбор данных);

– анализ полученных экспериментальных данных;

– выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1.              Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2.  Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);

3.  Контрольный этап. Его задача – оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента.

Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых.

После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим.

Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))

Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития.

Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности.

Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

Источник: https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/32-otvety-na-jekzamenacionnye-voprosy-po-vozrastnoj/646-osnovnye-metody-izuchenija-razvitija-rebenka.html

Методы детской психологии

Классификация методов детской психологии

Напомним, что метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные.

Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании.

Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Известный психолог М.Я.Басов доказал, что возраст с трех до семи лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны.

И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.

Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М. Я.

Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия.

«Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.

Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно.

Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком.

При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах.

Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы испытуемых определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (то есть какой балл соответствует трех-, четырех- или шестилетнему возрасту).

Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.

Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента, в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими.

Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации PI большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя.

Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный, вспомогательный.

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах.

Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство.

Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

Источник: https://psyera.ru/2315/metody-detskoy-psihologii

Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву)

Классификация методов детской психологии

Определение 1

Метод – это путь познания, который опирается на определенную совокупность полученных ранее знаний.

Существуют разные подходы к классификации и описанию методов психологического исследования. Общепризнанной классификацией различных методов психологического исследования является в отечественной психологии классификация Б.Ананьева.

Он делит все методы на четыре большие группы:

  • организационные;
  • способы обработки данных;
  • эмпирические;
  • интерпретационные.

Организационные методы

Организационные методы могут быть:

  • сравнительные,
  • лонгитюдные,
  • комплексные.

Замечание 1

Сравнительный метод широко используется в общей психологии при сопоставлении выборок или разных групп испытуемых.

В психологии развития метод сравнения представлен в двух основных формах: методом возрастных (поперечных) и лонгитюдных, т.е. продольных исследований.

Сравнительно-возрастной метод заключается в сопоставлении особенностей по возрастам для выявления динамики изучаемых психических процессов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Процедура поперечных срезов подразумевает, что изучаемое явление психики диагностируется при помощи одного психологического инструмента для испытуемых разных возрастных групп.

Продольные исследования требуют длительного исследования одних людей на протяжении нескольких лет. При этом используется наблюдение, тестовые, экспериментальные методики.

Данный вид исследований дает возможность определить индивидуальные особенности развития.

Разновидностью сравнительного метода считается генетический метод, используемый в педагогической и возрастной психологии.

Эмпирические методы

К группе эмпирических методов исследования относятся:

  • наблюдение, в том числе самонаблюдение;
  • психодиагностические методы, включая тесты, опросники, анкеты, социометрию, интервью и беседу;
  • экспериментальные методы;
  • анализ продуктов и процессов жизнедеятельности;
  • биографические методы, подразумевающие анализ событий жизни человека, свидетельств и документов.

Наблюдение активно применяется при изучении развития детей. Его основная задача заключается в накоплении фактов и их расстановки во временной последовательности.

Наблюдение бывает сплошным, при котором психолога интересуют, вся специфика поведения индивида, и выборочным, при котором фиксируются только определенные выборочные характеристики. Наблюдение – это достаточно сложный метод и его применение должно отвечать определенным требованиям:

  • четко поставленная цель и схема наблюдения;
  • объективность наблюдения;
  • систематичность наблюдения;
  • наблюдение за естественным поведением человека.

Эмпирические методы применяют с детьми чаще всего в привычных условиях школы или детского сада.

Поэтому в педагогической и возрастной психологии часто применяется естественный эксперимент, который осуществляется в рамках трудовой, игровой и учебной деятельности.

Специфическим методом педагогической и возрастной психологии признается формирующий эксперимент, при котором создаются специальные условия для изучения в динамике развития психологических особенностей при их целенаправленном формировании.

Определение 2

Беседа – это эмпирический метод, используемый для получения информации о человеке при общении с ним, в результате получения ответов на целенаправленно заданные вопросы.

Определение 3

Анкетирование является методом получения необходимых данных о человеке на основании ответов на определенные заранее подготовленные вопросы, входящие в анкету.

Определение 4

Анализ продуктов деятельности позволяет изучать человека посредством интерпретации продуктов его деятельности.

Определение 5

Тестирование – это диагностика личностных качеств индивида при помощи тестов. При этом тестирование только констатирует действительность, а для изменения, развития различных качеств личности следует использовать иные методы.

Методы обработки данных

К методам обработки данных относятся:

  • количественный или статистический анализ;
  • качественный анализ, подразумевающий дифференциацию материала по вариантам, группам, описание различных случаев.

Интерпретационные методы

К интерпретационным методам относятся:

  • генетический,
  • структурный.

Генетический помогает интерпретировать обработанный материал исследования, посредством характеристик развития, выделяя стадии, фазы, критические моменты формирования психических новообразований. Он определяет генетические вертикальные связи между разными уровнями развития.

Структурный метод выявляет горизонтальные структурные связи между изученными характеристиками человеческой личности.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/klassifikaciya_metodov_psihologicheskogo_issledovaniya_po_b_g_ananevu/

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий