Факторы влияющие и формирующие здоровье детей

Факторы, формирующие здоровье детей и подростков

Факторы влияющие и формирующие здоровье детей

Факторы формирующие здоровье детей и подростков

1. Здоровье родителейКак известно, генетическая составляющая играет довольно важную роль в становлении здоровья. Однако многие списывают на наследственность гораздо больше, чем стоило бы. На самом деле, вероятность развития тех или иных патологических состояний в большей степени зависит от воздействия окружающей среды.

 Тем не менее, от того, как родители готовились к рождению крохи, зависит многое в становлении его здоровья на начальном этапе, ведь предрасположенность к тем или иным заболеваниям закладывается еще в материнской утробе.

Так если мама и папа еще до зачатия крохи прошли все необходимые исследования, отказались от вредных привычек, вылечили все болезни, то их ребенок имеет больше шансов на рождение абсолютно здоровым. 

2. Экология

К сожалению, этот фактор оказывает достаточно значимое влияние на формирование здоровья ребенка. Во время беременности будущей маме желательно побольше находится в зеленых зонах, не дышать дымом и выхлопными газами. После рождения ребенка нужно гулять с ним на природе, выезжать на лето к морю либо подальше от шумного города, например, в деревню. 

3.

Микроклимат в семье
Данный фактор играет очень важную роль на становление здоровья ребенка и подростка. Многие специалисты утверждают, что болезни, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни, в большей части имеют психосоматическую природу.

Это значит, что они провоцируются какими-то неприятностями, неразрешенными конфликтами и другими проблемами. 

У маленьких детей весь их мир – это семья, поэтому если родители любят друг друга, дарят друг другу внимание и нежность, то ребенок имеет все шансы вырасти эмоционально адекватным и физически здоровым.

Влияние постоянных скандалов, ссор и даже драк приводит не только к психологическим травмам, но и к явным заболеваниям.

Кроме того дети с эмоциональной нестабильностью часто становятся агрессивными, связываются с дурными компаниями, пробуют в раннем возрасте алкогольные напитки и сигареты, что соответствующим образом сказывается на состоянии их здоровья. 

4.

Образ жизни
Основное влияние на здоровье ребенка оказывает тот образ жизни, который ведет семья и согласно которому приходится жить ему самому. Этот фактор включает в себя несколько подпунктов, а именно правильное рациональное питание, адекватные физические нагрузки и воздействие свежего воздуха (закаливание, прогулки и т.п.). 

5. ПитаниеТак здоровье малыша и правильное рациональное питание тесно взаимосвязаны. Этот факт известен каждому из нас. Многие уверены, что здоровые дети должны есть исключительно по расписанию – четыре раза в день. Однако такое мнение ошибочно. При правильном подходе к питанию ребенок должен есть по аппетиту, соответственно не нужно заставлять его есть, если он не хочет. Желание подкрепится – это наглядный индикатор состояния организма, и переедание может приносить вред. При насильственном кормлении как раз таки и возникает переедание, а это перенагружает желудок и приносит множество неприятностей. Для полноценного питания в рационе ребенка должны обязательно присутствовать овощи и фрукты, рыба, нежирное мясо, яйца. Не стоит забывать и о молочных продуктах, соках, кашах. Родители должны грамотна распределить питательный набор на целый день, так, чтобы ребенок получал все необходимые ему вещества, обеспечивающие полноценный рост и развитие. 

6. Физические нагрузки
Детей нужно с малых лет привлекать к спорту. Еще с грудничками можно посещать занятия в бассейне, ходить на сеансы массажа и лечебной физкультуры. 

Деткам более старшего возраста на пользу пойдут различные платные тренировочные мероприятия, либо просто длительные прогулки на свежем воздухе. Особенно полезно проводить максимально много времени с ребенком, показывая ему на своем примере, что физкультура и спорт это хорошо.

Отличной традицией являются семейные воскресные прогулки на роликах, утренние либо вечерние пробежки на ближайшем стадионе. Во время любых спортивных занятий родителям стоит учитывать, что кровообращение у ребенка работает гораздо лучше, чем у взрослого, поэтому одевать активного малыша нужно легче, чем себя. 

7.

Свежий воздух и закаливание
Чтобы вырастить действительно здорового малыша нужно уделять время его закаливанию. Это и обливания прохладной водой, и прогулки в любую погоду, и хождение босиком. Еще с грудного возраста нужно оставлять малыша голеньким для своеобразных воздушных ванн.

Все эти мероприятия тренируют иммунную систему, помогая ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Благодаря этому ребенок будет нормально переносить сквозняки, похолодания, атаки микробов и вирусов, а при заболеваниях выздоровление будет наступать намного быстрее. 

Заключение
Навскидку видно, что более чем на три четверти факторы влияющие и формирующие здоровье детей зависят от их родителей.

Конечно, здоровье ребенка зависит от множества факторов, но основной критерий его становления – это правильный образ жизни, как малыша, так и его родителей.

И не нужно перекладывать свою ответственность на садик и школу. Не занимайтесь самообманом! Что посеете – то и пожнете…

Источник: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/faktory_formiruiushchiie_zdorov_ie_dietiei_i_podrostkov

Факторы, влияющие а здоровье детей

Факторы влияющие и формирующие здоровье детей

Категория: Публикации : 04.10.2019 12:22 337

Проведенные научные исследования в области детского здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГА У «Национальный научно-практический центр здоровья детей» и другими институтами показывают, что 4,3 – 9,5 % школьников абсолютно здоровы только в первом классе. В число лидеров среди «школьных» болезней попали: кариес, гастрит, близорукость, нарушение осанки.

По результатам профилактических медицинских осмотров дети распределены на следующие группы здоровья: 1 группа здоровья – 24,2%, 2 группа здоровья – 63,4%, 3 группа здоровья – 10,5%, 4 группа здоровья – 0,3%, 5 группа здоровья (дети-инвалиды) – 1,7%.

Школьная среда косвенно влияет на здоровье детей. В период кризисного роста, особенно в возрасте 6 – 7 лет и старше под влиянием внешней среды у относительно здоровых детей проявляются различные заболевания. Неблагоприятные факторы внешней среды подталкивают к ухудшению здоровья детей.

Зная неблагоприятные факторы и их влияние на физическое и эмоциональное состояние ученика, можно уменьшить негативное влияние их на здоровье детей.

Для того чтобы улучшить здоровье и физическое развитие ребенка необходимо придерживаться определенных гигиенических требований к школьной форме. Школьная форма, обувь должны отвечать требованиям безопасности по санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям.

Одежда защищает ребенка от отрицательного влияния окружающей среды. Для детей большое значение имеют защитные функции одежды в связи с тем, что у детей механизмы теплорегуляции не до конца развиты, поэтому переохлаждение и перегревание организма может привести к некоторым заболеваниям.

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает.

Показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, головных уборов и их частей, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков регламентируются в нормативных документах с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

В настоящее время отмечается резкое увеличение занимающихся детей дошкольного, ясельного возраста в образовательных и учреждениях дополнительного образования.

При этом часто педагогами, родителями не учитываются гигиенические нормативы и требования, элементы педагогики и психологии,особенности детского организма, возрастная физиология, влияющие на здоровье и на способности ребенка. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные факторы, влияющие на формирование детской осанки: слабое физическое развитие, недостаточная физическая активность, неправильная поза ребенка во время занятий (работы), из-за несоответствие детской и учебной мебели (стола, стула) росту ребенка, низкая освещенность учебного или рабочего места, неправильный режим дня, нарушения питания, гипотрофия или ожирение. Помимо вышеперечисленных факторов есть ещё множество других причин, которые могут вызвать изменения состояния костей и мышц.

Правильный воздушный режим класса имеет огромное значение и для укрепления здоровья школьников, и для повышения их работоспособности.

Гигиенические свойства воздушной среды определяются ее химическим составом, физическим состоянием: температурой, влажностью, скоростью движения воздуха напряжением электрического поля и др.

Гигиенически правильный воздух в школе – важное условие успеваемости и работоспособности учеников, а особенно актуальным становится этот аспект в период школьных эпидемий, ведь известно, что вирусы распространяются воздушно-капельным путем.

При длительном пребывании в классе большого количества учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяется его химический состав, физические свойства и вирусно-бактериальная загрязненность, и эти показатели резко ухудшаются к концу уроков.

Работоспособность школьника существенно снижается, если он долго находится в помещении, которое не проветривается. К тому же, повышается утомляемость, и могут возникать головные боли.

Наиболее благоприятные условия для учёбы в классе – температура 18-20 °C и относительная влажность – 40-60 %,. Скорость движения воздуха – 0,1-0,2 м/с.

В таких условиях у учеников дольше сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие.

Повышенная температура окружающего воздуха затрудняет отдачу тепла, что приводит к повышению температуры тела. При этом учащаются пульс и дыхание, нарастает утомляемость, падает работоспособность. Также затрудняет теплоотдачу и усиливает потоотделение при пребывании человека в условиях повышенной относительной влажности.

При низких температурах наблюдается большая теплопотеря, что может привести к переохлаждению организма. При повышенной влажности воздуха и низкой температуре опасность переохлаждения и простудных заболеваний значительно повышается.

Именно поэтому в период массовых заболеваний гриппом и простудой вопрос поддержания здорового микроклимата в школьных помещениях становится особенно актуальным.

Электрическое и магнитное поля также влияют на человека. Например, отрицательные электрочастицы воздуха положительно действуют на организм (снимают утомляемость, повышают работоспособность), а положительные ионы, наоборот, угнетают дыхание и т. д.Отрицательные ионы воздуха более подвижны, и их называют легкими, положительные – менее подвижны, поэтому их называют тяжелыми.

В чистом воздухе преобладают легкие ионы, а по мере его загрязнения они оседают на пылинках, капельках воды, переходя в тяжелые.Поэтому воздух становится теплым и душным.

Как улучшить воздушный режим учебных кабинетов, рекреаций, спортивных залов? Самым простым и достаточно надежным способом по обеспечению чистым воздухом помещений образовательного учреждения являются исправность и работа в течение учебного дня приточно-вытяжной системы вентиляции учреждения и правильно организованное проветривание.

Проветривание – это первое, что можно сделать для улучшения качества воздуха. Проветривание классных комнат должно проводиться регулярно, после каждого урока.

Наиболее эффективным является сквозное проветривание, когда во время перемены одновременно открываются, фрамуги (форточки) или окна и двери класса. При таком проветривании в помещении не должно быть детей.

Сквозное проветривание позволяет за 5 минут снизить концентрацию вредных веществ, уменьшить влажность, количество микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха.

Также чистый наружный воздух поступает в помещения, через специальные микровентиляционные устройства, встроенные в оконные рамы.

Значительное положительное влияние на микроклиматические условия и факторы окружающей среды в помещениях образовательного учреждения оказывает вытяжная и приточно-вытяжная системы вентиляции учреждения.

Устройство этого вида вентиляции предусматривается проектом строительства здания учреждения. С физиолого-гигиенической точки зрения создание благоприятных условий среды обитания детей является существенным фактором для сохранения здоровья.

Ю. Семенов, врач по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в

Чувашской Республике – Чувашии»

Источник: http://avangard-21.ru/gazeta/15516-faktory-vliyayushchie-a-zdorove-detej

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

Факторы влияющие и формирующие здоровье детей

Детское населениеподвергается воздействию многообразныхфакторов окружающей среды, многие изкоторых рассматриваются в качествефакторов риска развития неблагоприятныхизменений в организме. Определяющуюроль в возникновении отклонений всостоянии здоровья детей и подростковиграют 3 группы факторов:

   1) факторы,характеризующие генотип популяции(«генетический груз»);

   2) образжизни;

   3) состояниеокружающей среды.

Социальные исредовые факторы действуют не изолированно,а в сложном взаимодействии с биологическими,в том числе наследственными, факторами.Это обусловливает зависимостьзаболеваемости детей и подростков какот среды, в которой они находятся, таки от генотипа и биологическихзакономерностей роста и развития.

   По даннымВОЗ в формировании состояния здоровьявклад социальных факторов и образажизни составляет около 40 %, факторовзагрязнения окружающей среды – 30 % (втом числе собственно природно-климатическихусловий – 10 %), биологических факторов—20 %, медицинского обслуживания – 10 %.

Однако эти величины являются усредненными,не учитывают возрастных особенностейроста и развития детей, формированияпатологии в отдельные периоды их жизни,распространенности факторов риска.

Роль тех или иных социально-генетическихи медико-биологических факторов вразвитии неблагоприятных изменений всостоянии здоровья различна в зависимостиот пола и возраста индивидуума.

   Насостояние здоровья детей оказываютвлияние отдельные факторы:

   1)медико-биологические факторы рискапериода беременности и родов матери:возраст родителей на момент рожденияребенка, хронические заболевания уродителей, острые заболевания у материво время беременности, прием в течениебеременности различных препаратов,психотравмы во время беременности,осложнения беременности (особенногестозы второй половины беременности)и родов и пр.;

   2) факторыриска раннего детства: масса тела прирождении, характер вскармливания,отклонения в состоянии здоровья напервом году жизни и пр.;

   3) факторыриска, характеризующие условия и образжизни ребенка: жилищные условия, доходи уровень образования родителей (впервую очередь матерей), курениеродителей, состав семьи, психологическийклимат в семье, отношение родителей креализации профилактических и лечебныхмероприятий и пр.

Гигиена учебныхзанятий в школе

Одной из ведущихпроблем гигиены детей и подростковявляется

проблема обученияи воспитания. Самыемассовые учебно-воспитательные учрежденияв нашей стране — общеобразовательныешколы, в которых ежегодно обучаютсяболее 50 млн. детей, в связи с этим вопросамгигиены учебных занятий уделяетсясерьезное внимание.

Освоение учебного материала в школьном возрасте связано с большой умственной нагрузкой

Однако не следуетупускать из виду, что 11 лет пребыванияв школе — это период роста и развития,в течение которого организм ребенкаочень восприимчив как к благоприятным,так и к неблагоприятным воздействиям.Кроме того, на школьные годы приходитсядва так называемых “возрастных”криза, в которые организм оказываетсянаиболее чувствительным. Это началообучения в школе (6-7 лет) и пубертатныйпериод.

Поступление вшколу частооказывается особенно трудным для детей,психологически не подготовленных кэтому изменению в их жизни, а также длясоматически ослабленных детей.

У детейможет развиться так называемый “школьныйневроз”, “школьный шок”, “школьныйстресс”, “школофобия” —все этитермины характеризуют невротическиереакции, которые выбивают учащихся изнормальной жизни и часто приводят ккатегорическим отказам от посещенияшколы.

Помимобиологических кризисных периодов,следует обязательно учитывать такназываемые переломныемоменты социализации, каковымидля школьников являются поступление вшколу, переход от начального обученияс одним педагогом к предметному снесколькими новыми учителями, необходимостьвыбора профессии. Каждый такой переломныйпериод требует адаптации к нему, котораяне всегда протекает безболезненно.

С помощьюмногочисленных исследований установлено,что учебные занятия могут оказыватьоздоравливающий эффект, способствоватьнормальному росту и развитию детскогоорганизма, гармоничному физическому идуховному развитию, полноценномуразвитию всех функций при условииполного соответствия разнообразныхвидов учебной деятельности возрастныманатомо-физиологическим особенностямдетей.

(сделать 35)Гигиенической основой учебного процессав школе должно являться:

а) учет возрастныханатомо-физиологических особенностейдетского организма;

б) обучение должноосуществляться в наиболее благоприятныхусловиях окружающей среды.

Только в этихслучаях создаются предпосылки дляоптимального, наилучшего функционированиядетского организма, поддерживаетсявысокий уровень работоспособностишкольников, достигается основная цель—сохранение и укрепление их здоровья.

(слайд 36)Немалуютрудность для учащихся начальной школыпредставляют:

1) статическоенапряжение,которое онииспытывают при сидении за партой. Наснятие напряжения с т.н. “позных”мышц направлены обязательные к выполнениюдинамические паузы (физкультминутки),проводимые для учащихся 6-летнеговозраста на 10-й и 20-й минуты от началаурока, для остальных — в середине урока.

2) процессовладения письмом.Написаниебукв требует тонкой

координациидвижений пальцев руки иосуществляется в основном

мелкими червеобразнымимышцами кисти.

Однако к 7-летнему возрастунервно-мышечный аппарат кисти еще далекот совершенства, не завершены процессыокостенения костей запястья и фалангпальцев (происходит к 10-13 годам).

Гигиеническими исследованиямиустановлено, что оптимальная длительностьписьменных работ для детей 1-го классадолжна составлять 5-8 мин, для учащихся4-го класса —может быть увеличена до 20мин.

3) большаянагрузка на орган зрения(особенно всвязи с овладением навыками чтения).Чтение (или зрительное восприятиетекста) представляет собой быстроеразличение очень большого числа мелкихобъектов.

В трех строчках книжноготекста глаз различает 1170 черных и белыхобъектов, размеры которых очень малы —от сотых и десятых долей миллиметра до1,75 мм. Большая нагрузка при чтении падаети на мышечный аппарат глаза, осуществляющийдвижение глаз вдоль строки и от строкик строке (глазодвигательные мышцы).

Вгигиенических рекомендациях в связи сбольшой нагрузкой на орган зренияпродолжительность непрерывного чтенияв 1-м классе ограничивается 7-10 мин.

Впоследние годы в связи с широкимиспользованием в школе техническихсредств обучения (учебное телевидение,учебное кино, показ диапозитивов), атакже с внедрением компьютерной техникив учебный процесс нагрузка на зрительныйанализатор детей резко возрастает.

Согласно гигиеническимрекомендациям длительность показадиафильмов, диапозитивов для учащихся1-2-х классов не должна превышать 7-15 мин.Показ кинофильмов и телепередач недолжен превышать 15-20 мин в 1-2 классе, дляучащихся 8-10-х классов — 25-30 мин.

Длядетей и подростков общая продолжительностьработы с компьютером устанавливаетсяв зависимости от возраста. В возрасте6-8 лет она составляет 10 мин, для 10- летних—15 мин, в 12 лет —20 мин, в 14 лет — 25 минут.

Для 16-летних подростков допускаются 2занятия в неделю, продолжительностью30 и 20 мин.

Источник: https://studfile.net/preview/1635339/page:2/

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий