Будьте здоровы: семья и здоровый образ жизни человека, о формировании

Проект

Будьте здоровы: семья и здоровый образ жизни человека, о формировании

Составитель : воспитатель Сычёва Т.В..

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень.

В наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Важно – формировать у детей дошкольного возраста потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. “Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто”, – говорил мудрый Сократ.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов»

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер.

В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте – нарушение осанки, на третьем месте – наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.

В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Актуальность проекта: в настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада.

От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие;

педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве;

необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.

Понимая важность здорового образа жизни, мы, воспитатели младшей группы, решили запустить проект«Капелька здоровья»

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Выявление проблемы:

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Проблемный вопрос: 

Как и с помощью чего сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста?

Выполнение проекта:

Девиз проекта: “Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости”

(Народная мудрость).

Описание проекта:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне ближайшего развития.

сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.

Тип проекта: информационно – практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители младшей группы, педагоги дополнительного образования.

Сроки выполнения проекта:

Начало: октябрь 2015г.

Окончание: май 2016 г.

Продолжительность: долгосрочный, один учебный год.

Объект исследования:

процесс оздоровления детей младшей группы МБДОУ «Д/С №16» города Касимова.

Предмет исследования:

традиционные и нетрадиционные виды оздоровительной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей младшего дошкольного возраста. 

Цель проекта:

Создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей

Задачи проекта:

Образовательные:

– Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

– Научить элементарным приемам сохранения здоровья

Воспитательные:

– Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста .

– Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

– Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

– Развивать у детей потребность в активной деятельности.

– Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Условия реализации проекта:

Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией Вераксы «От рождения до школы».

Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.

Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Ресурсное обеспечение:

Устав ДОУ;

СанПиНы 2.4.1.3049 – 13;

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ;

Источник: https://infourok.ru/proekt-budte-zdorovi-dlya-detey-i-roditeley-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3544600.html

Здоровый образ жизни – наше будущее

Будьте здоровы: семья и здоровый образ жизни человека, о формировании
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических факторов.

Что такое здоровье и здоровый образ жизни?

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических факторов.      

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

В связи со снижением показателей состояния здоровья современному человеку необходимо ведение здорового образа жизни, осознание личной активности в повышении уровня здоровья.

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек.

К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами.

Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Критерии здорового образа жизни школьника

Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.

  1. Возрастающая учебная нагрузка в школе.
  2. Занятия в учреждениях дополнительного образования.
  3. Уменьшение контроля со стороны родителей.
  4. Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.
  5. Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.
  6. Половое созревание и связанное с ним поведение.
  7. Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

Воплощением здоровья всегда считалась молодежь. Она обычно полна жизненной энергии, бодрости, способна быстро восстанавливать физические и душевные силы. Подростково-юношеский возраст – действительно время больших возможностей для формирования здорового образа жизни. Но это и время большого риска для здоровья.

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

Правильное питание

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Рациональный режим дня

Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

Оптимальная физическая нагрузка 

Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

Закаливание 

Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

Соблюдение гигиенических норм

В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

Отказ от вредных привычек

Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Благоприятная психологическая обстановка в семье

Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям Учитывайте возраст ребенка

Это касается практически каждого аспекта здорового образа жизни: питание, продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической активности строятся на основе потребностей и возможностей определенного возраста.

Помните о разном исходном запасе здоровья, физической выносливости и индивидуальных особенностях психики школьника

Не секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе – обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.

Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов жизни и возникновения острых заболеваний

Если в один из переходных периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку.

Не переусердствуйте: постарайтесь не давить на ребенка

Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например, «такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит – возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью. Не заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.

В ограничении вредных факторов будьте разумны 

Ничего страшного не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не совсем полезную пищу.

Будьте последовательны и постоянны 

Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным. Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут только навредить.

Источник: http://www.4gdkp.by/stati/282-zdorovyj-obraz-zhizni-nashe-budushchee

Формирование здорового образа жизни детей

Будьте здоровы: семья и здоровый образ жизни человека, о формировании
   Здоровье ребенка – одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным сил и энергии, довольным жизнью и счастливым. А ведь основа всего этого – хорошее здоровье. О нем стоит подумать уже на этапе планирования беременности, ведь иммунитет малыша закладывается в утробе матери и во многом зависит от состояния ее организма.

А вот после рождения ребенка залог его отличного самочувствия – формирование здорового образа жизни, что должны обеспечить родители.
   Здоровый образ жизни – это целая система, охватывающая все стороны жизни человека.

Не исключением являются и дети, которые в условиях всеобщей компьютеризации, при отсутствии полноценных прогулок и доступности фастфуда становятся гораздо более слабыми физически, чем их бабушки и дедушки.
Микроклимат.    Решив изменить в лучшую сторону жизнь своего ребенка и свою собственную, можно начать с микроклимата в собственной квартире.

Наиболее благоприятными для функционирования организма, как детского, так и взрослого, считаются температура окружающего воздуха не выше 20-22 градуса и влажность 60%. Такие параметры очень сложно обнаружить в среднестатистической городской квартире, особенно зимой. Паровое отопление нагревает воздух до 30 градусов, делая его очень сухим.

В таких условиях пересыхают слизистые оболочки носоглотки, становясь при этом уязвимыми для вирусов и бактерий. Замедляется обмен веществ, нарушается естественная терморегуляция. Малышам приходится еще хуже – они больше двигаются и перегреваются значительно чаще. В таких условиях вести здоровый образ жизни для детей не представляется возможным.

Спасти положение может регулятор температуры на радиаторе, увлажнитель воздуха, а также регулярное проветривание зимой и постоянно открытые окна летом. Очистить воздух в помещении помогут и комнатные растения, некоторые из которых, например фикус, еще его и увлажняют.

Правильное питание.

   Формирование здорового образа жизни невозможно представить без полноценного и правильного питания. Для детей это особенно актуально, так как отсутствие пухлых щек и отменного аппетита часто заставляет родителей выступать в роли клоунов и обещать золотые горы, лишь бы чадо съело ту самую котлетку. Эти методы – большая ошибка, ведь организм малыша сам в состоянии определить, когда и сколько пищи он должен получить. Не нужно кормить ребенка насильно, заставляя или уговаривая. Главным критерием для времени очередного приема пищи должно стать наличие или отсутствие аппетита. Стоит следить и за тем, что ребенок ест. До трех лет нужно исключить употребление острых, жареных и копченых блюд. Нельзя чрезмерно солить пищу. Вместо шоколада и сахара предпочтительны сухофрукты, сушеные бананы, финики. В рационе ребенка должны быть все группы продуктов – мясные, молочные, крупы, фрукты и овощи.

Полноценный сон.

   Полноценный отдых необходим и взрослому, и ребенку. У детей потребность во сне выше, чем у старшего поколения. Именно поэтому большая часть из них спит днем. Однако не стоит ругать ребенка, если он не желает укладываться в кровать после обеда. Здоровый образ жизни дошкольника включает определенное количество часов сна в сутки. Например, четырехлетнему малышу в сутки требуется 10,5 часов для сна. Если все они пришлись на ночное время, то не стоит ожидать, что он захочет отдохнуть днем.

Двигательная активность.

   Без должной физической нагрузки невозможно представить себе основы здорового образа жизни. Без движения атрофируются мышцы, слабеет сердце, появляется лишний вес. И это лишь небольшой перечень негативных изменений, связанных с малоподвижным образом жизни. Для ребенка же бег, прыжки и веселая возня на детской площадке со сверстниками – это не только обязательное условие полноценного физического, но и элемент психического развития. Малыш тренирует организм, учится оценивать свои силы. Особенно полезен активный отдых на природе. Прогулки в любую погоду на свежем воздухе – родители должны выбрать для приобщения малыша к окружающему миру именно такой сценарий. Здоровый образ жизни – это ежедневные пробежки с ребенком перед сном, летняя зарядка во дворе, поездки всей семьей в выходные дни на речку или в лес.

Гигиена.

   Здоровье и здоровый образ жизни – тесно связанные понятия. Даже крепкий от рождения иммунитет человека может сильно пострадать от вредных привычек, переедания, отсутствия свежего воздуха и постоянного просмотра телевизора. Кроме того, каждого из нас с детства учили, что чистота – залог здоровья. Поэтому соблюдение правил личной гигиены, забота о порядке в доме – это основы здорового образа жизни. Ведь человека постоянно окружает большое количество бактерий и вирусов. Многие из них, попадая в организм, способны вызвать тяжелые заболевания. Избежать контакта с этими вредоносными микробами мы не можем, но можем помочь своей иммунной системе справиться с ними. Организм человека обладает естественными барьерами, которые преграждают бактериям и вирусам дорогу. Это, например, кожа и слизистые оболочки носоглотки. На этих поверхностях скапливается множество микробов. Ежедневный душ, периодическое мытье рук и лица, промывание полости носа солевыми растворами – все это поможет снизить вероятность различных инфекционных заболеваний.

Закаливание детей.

   Здоровый образ жизни для детей – это не ежедневное обливание прохладной водичкой, а правильное питание, активность и большое количество свежего воздуха. В этих условиях закаливание будет мощным союзником в борьбе за крепкий иммунитет ребенка. Однако само по себе оно ничем помочь не сможет. Закаливание не стоит доводить до крайности. Обливания ледяной водой, пробежка раздетым на морозе и плавание в проруби – это занятия для взрослых людей. А вот ходьба босиком по травке летом, одежда по погоде, купание в прохладной водичке – все это полезно для здоровья малыша. 

   Здоровье и здоровый образ жизни – это поддержка и любовь близких людей. И если родители хотят, чтобы их ребенок был крепким и уверенным в себе, им нужно быть терпимыми и спокойными в любой ситуации.  

Ссылки на официальные сайты

Источник: http://www.kvd74.ru/zohs.html

Здоровый образ жизни формируется в семье

Будьте здоровы: семья и здоровый образ жизни человека, о формировании

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение  (то обучение, какое мы имеем сейчас)» Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А что происходит в нашей школе сегодня? Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый раз в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тысяч) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. За последние 10 лет число умственно отсталых детей увеличилось в 20 раз.

Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, учителям. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.

Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье. Но этого всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни.

Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой.

Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух» Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный.

В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» – говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких ус

ловий.

Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи.

Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости. Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться.

Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность  к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.

Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации.

Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье.

Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления.

Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья».

Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе.

Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.

Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае.

Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.

Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Источник: http://ds73.by/roditelyam/ya-i-mojo-zdorove/51-zdorovyj-obraz-zhizni-formiruetsya-v-seme

«Формирование культуры здоровья в семье»

Будьте здоровы: семья и здоровый образ жизни человека, о формировании

 «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»                                                                              Н.М.Амосов

Здоровый образ жизни – что это такое? Далеко не каждый человек сможет ответить на этот вопрос. На самом деле – все просто.

Это – рациональное питание, физическая нагрузка, отсутствие вредных привычек и соблюдение гигиенических и нравственных правил, это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.

Это образ жизни человека, его поведение, мышление, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья.

На сегодняшний день существует основная здоровьесберегающая система – это комплекс составляющих «образование – культура – здоровье», а ее стратегическая цель – это формирование культуры здоровья.

Культура здоровья включает теоретические знания о здоровье и практические навыки, используемые в повседневной жизни. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность, как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Культуру здоровья можно отнести к области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей и приоритетов начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения.

Следовательно, одним из стратегических приоритетов выживания нации, формирования здорового человека и обеспечения его безопасности должна стать «программа» семейного воспитания.

Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя материальное положение, образовательный уровень, социально-профессиональный статус и, что особенно важно, духовное развитие. В отличие от факторов, отражающих влияние семьи на здоровье (например, генетических), очень трудно поддающихся какому-либо целенаправленному воздействию или вовсе не подвластных ему, многие характеристики образа жизни (здорового или нездорового) семей можно отнести к числу управляемых факторов.

Здоровый образ жизни семьи складывается из нескольких факторов:

  • Доброжелательные отношения между родителями, бабушками и дедушками.
  • Полезное питание. Здоровая пища должна быть вкусной.
  • Положительные эмоции. Совместно проводимые праздники способствуют дружеским отношениям взрослых и детей.
  • Совместная трудовая деятельность способна сблизить даже незнакомых людей, не то, что членов одной семьи.
  • Воспитание личным поведением, исключающим алкоголь и курение.

Взрослым и детям полезны совместные походы на природу. Зимние прогулки на лыжах и катание с горок на санках. Летнее купание в реке, осенние сборы грибов и ягод. Сочетание свежего воздуха с трудовой активностью способствует профилактике заболеваний, проведению совместного досуга.

Выделяют факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

  • общегигиенические;
  • физкультрно-оздоровительные;
  • культурно – просветительские;
  • экологические;
  • профилактические.

Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на 20% – от окружающей среды и на 20% оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье наших детей – совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести взрослых. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни.

Во время внутриутробного развития плода и в первые годы жизни ребенка здоровье во многом определяется здоровьем родителей, прежде всего, матери.

С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Пути решения этой проблемы – укрепление здоровья детей:

1. Начинаем с себя, взрослых – самосовершенствуемся.

2. Организация здоровьесберегающего пространства вокруг ребёнка.

3. Компонент самостоятельности (уровень умения самостоятельно заботиться о своем здоровье).

Рекомендации ВОЗ

Рекомендуемые уровни физической активности для детей и молодых людей 5-17

Формы физической активности для детей.

  • Игры.
  • Состязания.
  • Занятия спортом.
  • Поездки.
  • Оздоровительные мероприятия.
  • Физкультура или плановые занятия в рамках семьи, школы.

Преимущества физической активности для молодых людей

  • Укрепление сердечно – сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей.
  • Снижение риска неинфекционных заболеваний.
  • Развитие нервно – мышечной регуляции (координация и контроль движений).
  • Поддержание здорового веса тела.
  • Социальное развитие молодых людей (самовыражение, формирование уверенности в себе).
  • Принятие здоровых форм поведения (например, не употребляют табак, алкоголь, наркотики).
  • Более высокие результаты в школе.

Практика физической активности

Ежедневно, не менее 60 минут в день, либо блоками, в течение дня, два раза по 30 минут.

Более 60 минут – дополнительная польза для здоровья

Дети и молодые люди, ведущие пассивный образ жизни

Рекомендуется прогрессивное повышение активности для указанной цели Активность в объемах ниже рекомендуемых уровней принесет больше пользы, чем полное ее отсутствие.

Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья, формированию культуры здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Источник: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/963/

Роль семьи в формировании Здорового образа жизни

Будьте здоровы: семья и здоровый образ жизни человека, о формировании
31.10.2017

Чем больше к доктору мы ходим, Тем больше хворей в нас находят, Давно пора нам всем понять – Врача нам надо поменять: На спорт, диету и закал,

На обливанья и вокал.

Матыцина О.

Основной задачей семьи в период взросления является приобщение ребенка к здоровому образу жизни. Ведь ЗОЖ способствует формированию у ребенка правильного отношения к своему телу, организму. Улучшается работоспособность в команде, реализация в спортивных дисциплинах повышает самооценку, позволяет раскрыться лидерским качествам.

Здоровый образ жизни предполагает:

– рациональное питание,

– регулярные занятия физкультурой,

– сочетание труда и отдыха,

– хорошее настроение.

Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Здоровье зависит от многих факторов: состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи, культуры педагогов и родителей.

Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья: её образ жизни, привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.

Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.

Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д.

Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности:

– знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др.;

– потребность строго соблюдать режим дня;

– умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

– умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:

– положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

– снижение заболеваемости;

– формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

– снижение уровня тревожности и агрессивности.

Обязательным элементом является физическая активность. Причем, именно совместные занятия приносят максимальный результат.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов.

Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности.

Предлагаю Вам прочитать небольшой стих замечательного автора, Латышевой Татьяны о пользе Здорового образа Жизни:

Я люблю семь правил ЗОЖ

Ведь без них не проживешь!

Для здоровья и порядка

Начинайте день с зарядки.

Вы не ешьте мясо в тесте,

Будет талия на месте.

Долго, долго, долго спал –

Это недугов сигнал.

Закаляйтесь, упражняйтесь

И хандре не поддавайтесь.

Спорт и фрукты я люблю,

Тем здоровье берегу.

Все режимы соблюдаю,

И болезней я не знаю.

Я купаюсь, обливаюсь:

Ясно всем, что закаляюсь,

Я отбросил много бед –

Укрепил иммунитет.

Ешьте яблоки и груши,

Ваша кожа будет лучше.

Съешьте вы еще лимон,

Усвоить кальций поможет он.

Я активно отдыхаю

И здоровье укрепляю,

Ни на что не сетую,

Что и я вам советую.

Я и в шахматы играю:

Интеллект свой развиваю.

Встану я и на “дорожку”:

Сброшу вес еще немножко

Вы питайтесь пять раз в сутки,

Не будет тяжести в желудке,

Пейте с медом молоко

И заснете вы легко.

Отдыхать- не значит спать

Езжай на дачу покопать,

Когда вернешься ты домой,

Прими душ и песню спой:

От того я так хорош,

Что люблю семь правил ЗОЖ.

Не забывайте о главном правиле: лучший пример – собственный пример! Будьте Здоровы!

Список источников

http://dmitryelj.spb.ru/dlya-vosstanovleniya-zreniya-kartinki.html

Репортаж подготовил: Хисамова Е.С.

Источник: http://planeta-detstva183.ru/sovety/900/

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий