Акселерация и ретардация развития детей

Акселерация и ретардация развития

Акселерация и ретардация развития детей

Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.

Кохом (1935).

Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.

В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития.

У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.

Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание и раньше заканчиваются процессы роста.

Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма.

Однако, индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.

После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела.

Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы.

Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Но существует ряд гипотез причин акселерации, их условно можно разделить на 3 основные группы.

В первую группу входят физико-химические гипотезы. Е.Кох считал, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимулятором роста.

По мнению Тайбера, стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных радиостанций. Д'Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации.

Но большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства.

Промышленные отходы, оказываясь в воздушной среде, попадая с питьевой водой, продуктами питания в небольших дозах обладают мутагенными свойствами и поэтому способны оказывать биостимулирующий гетерозисоподобный эффект. Подтверждением могут служить сроки регистрации акселерации в разных странах. Так, акселерация первоначально проявилась в Англии, Норвегии, Франции (с 1830-1840 гг.), в Швеции, Дании (с 1860 г.), затем в России, Японии и т.д.

Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н.Ленч), медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

более правильным будет согласиться с мнением большинства авторов, считающих, что причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам.

Анализ материалов последних антропометрических измерений показывает, что акселерация не является этапом прогрессирующего увеличения размеров тела человека, а представляет лишь фазу в его развитии.

Начиная с 70-х годов настоящего столетия в наиболее экономически развитых странах, например, США, Англии, Швеции, уже отмечено снижение темпов акселерации или даже ее прекращение.

По всей видимости, для акселерации конец XX и начало XXI столетия будут характерны полной ее стабилизацией, а затем, возможно, началом обратного процесса.

Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера.

Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже.

Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е.

генетическая программа реализуется за более короткий срок.

Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор.

В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях.

Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.

Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:

1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;

3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

Литература

7. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 103 с.

8. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. – 384 с.

9. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.

10. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

11. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

12. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

Лекция 3

Источник: https://studbooks.net/2465188/prochie_distsipliny/akseleratsiya_retardatsiya_razvitiya

Акселерация и ретардация детей и подростков

Акселерация и ретардация развития детей

Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни. Именно эти обстоятельства и определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей, но вместе с тем при всем разнообразии развитие включает и ряд общих закономерностей.

На основании наиболее типичных для каждого возраста морфофункциональных особенностей и осуществляется возрастная периодизация онтогенеза человека. Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам.

Акселерация развития(от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

Ретардация развития (от лат. retardatio – замедление, задержка) – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в.

в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация»употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30-50 лет назад.

Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцатилетних увеличилась на 6-10 см, а масса – на 3-10 кг (в сравнении с подростками начала века).

Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века). Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем кончается в 16-19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25-26 годам.

Существуют убедительные доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательнойсистем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов.

Акселерация физических показателей развития стимулировала и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь. Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родителей и совершенствованием системы народного образования.

В этой связи правильнее говорить о двух типах психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой – социальным прогрессом.

Наряду с термином «эпохальная акселерация» в современной научной литературе иногда используют понятия «вековая тенденция» и «эпохальные изменения», которые трактуются более широко.

Под этими терминами понимаются также многие изменения биологии современного человека: увеличение репродуктивного периода у женщин, удлинение продолжительности жизни, изменения в характере и распространении заболеваний и др.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13-20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы.

У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.
Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости (М. В. Антропова, С. М. Тромбах и др.).

Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13-20 %, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу.

Определение степени школьной зрелости поступающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии адекватной учебно-воспитательной работы.

В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу. Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют эндогенные и экзогенные причины.

К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым – различные факторы социального характера.

Вопросы акселерации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира. В 1965 г.

в СССР состоялся специальный международный симпозиум, на котором были подведены итоги исследования этой проблемы и разработаны перспективы ее дальнейшего решения. Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто – ее решение имеет большое практическое значение.

Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания молодежи, пересмотра возрастных возможностей человека, что особенно важно для совершенствования подготовки рабочих кадров через систему профессионально-технического образования и т. п. Решение этих вопросов предусмотрено в комплексе мероприятий преобразования общеобразовательной и профессиональной школы, разработанных в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984).

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных Детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.
1.Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков.

При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

2.Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

3.

Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
4.Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.

Один из вопросов, особенно занимающих сейчас исследователей, – какова роль акселерации в эволюции человека? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетельствуют о снижении темпов физического развития детей и подростков. Очевидно, акселерация – явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков человеческого организма. Например, такой показатель, как рост, находится в тесной зависимости от условий питания, устойчивости организма к заболеваниям, санитарных условий, жилища и от многих других. Вполне естественно, что улучшение этих условий способствует ускорениютемпов физического развития.Однако эти изменения не являются беспредельными и ограничены рамками наследственной программы развития.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 4889; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-87204.html

Акселерация и ретардация развития – Возрастная физиология – Конспект лекций

Акселерация и ретардация развития детей

Акселерация и ретардация развития

Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935).

Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.

В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития.

У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций.

Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.

Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание и раньше заканчиваются процессы роста.

Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма.

Однако, индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.

После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела.

Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы.

Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Но существует ряд гипотез причин акселерации, их условно можно разделить на 3 основные группы.

В первую группу входят физико-химические гипотезы. Е.Кох считал, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимулятором роста.

По мнению Тайбера, стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных радиостанций. Д’Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации.

Но большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства.

Промышленные отходы, оказываясь в воздушной среде, попадая с питьевой водой, продуктами питания в небольших дозах обладают мутагенными свойствами и поэтому способны оказывать биостимулирующий гетерозисоподобный эффект. Подтверждением могут служить сроки регистрации акселерации в разных странах. Так, акселерация первоначально проявилась в Англии, Норвегии, Франции (с 1830-1840 гг.), в Швеции, Дании (с 1860 г.), затем в России, Японии и т.д.

Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н.Ленч), медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

более правильным будет согласиться с мнением большинства авторов, считающих, что причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам.

Анализ материалов последних антропометрических измерений показывает, что акселерация не является этапом прогрессирующего увеличения размеров тела человека, а представляет лишь фазу в его развитии.

Начиная с 70-х годов настоящего столетия в наиболее экономически развитых странах, например, США, Англии, Швеции, уже отмечено снижение темпов акселерации или даже ее прекращение.

По всей видимости, для акселерации конец XX и начало XXI столетия будут характерны полной ее стабилизацией, а затем, возможно, началом обратного процесса.

Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера.

Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже.

Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е.

генетическая программа реализуется за более короткий срок.

Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор.

В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях.

Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.

Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Источник: http://bookwu.net/book_vozrastnaya-fiziologiya_803/9_akseleraciya-i-retardaciya-razvitiya

Акселерация и ретардация развития – Анатомия, физиология детей с основами гигиены и физкультуры Библиотека русских учебниковів

Акселерация и ретардация развития детей

Медицина Анатомия, физиология детей с основами гигиены и физкультуры Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Проблема акселерации, или ускоренного развития, является очень актуальной для современных ученых, педагогов и социологов. Это явление было зафиксировано и наблюдается на протяжении последних 100 лет и имеет местн это почти у всех народов земного шара. На сегодня есть основания говорить о биологической и социальной акселерациію.

Биологическая акселерация касается всех тех изменений, которые связаны с биологией развития человека. Безусловно, что сама по себе биология развития всегда реализуется в определенных социальных условиях и таким образом с социально детерминированнойа.

Во чисто социальной акселерацией понимают увеличение объема знаний и ускорения умственного развития современных детей относительно их сверстников, живших 50-70 лет и более назад.

Биологическая акселерация коснулась, прежде всего, увеличение показателей морфологического и функционального развития человечества. Например, в наше время дети рождаются с большей длиной тела, чем в 1930-40 ро. Окаха в среднем на 1,5-2,0 см.

В возрасте одного года московские дети на 2 см выше, чем их сверстники в 1930 году, и на 5 см выше сверстников 1901-1905 годов. В трехлетних мальчиков это преувеличение (отно но детей 1901-1905 годов) достигает 15,5 см.

В польских и немецких трехлетних детей только за последние 30 лет рост увеличился на 4-5 с см.

Длина тела семилетних мальчиков. России более чем у сверстников 1901-1905 годов в среднем на 9 см, у 12-летних детей это преувеличение составляет 6-7 см.. В 11-летних детей. Северной. Ирландии за 15 ост. Танну лет длина тела выросла на 5 см; у мальчиков и девочек.

Англии (в возрасте 8-12 лет), за последние 40 лет длина тела увеличилась на 7,5-13 см. Рост 14-17 летних подростков и юношей. Москвы,. С анкт-Петербурга и. Киева (относительно 1925 года) увеличился на 10-13 см.

Эти примеры можно продолжать и все они ярко свидетельствуют о акселерацию роста: если в 1925 году юноши. Восточной. Европы (Россия,. Билл. Орус, Украина,. Польша,. Венгрия) имели в среднем рост 167-172 см, то в 1980 году он составлял 175-180 см.

Таким образом наблюдается приближение средней длины тела до верхнего уровня нормы (180 -182 см), которая сложилась в веках для гармонически развитых пропорций тела человекдини.

Имеет место также акселерация сроков роста длины тела людей: если в 1940 году рост роста заканчивалось для девушек в 20 лет, а для юношей в 25, то теперь (2000 год)-соответственно в 17 и 20 лет.

Это еред современных детей отмечается также ускоренное созревание силы мышц, более раннее формирование зрительных, слуховых, эмоциональных и речевых функций.

Так, например, подростки 2001-2005 годов в среднем на 2-5% быстрее бегают, выше и дальше прыгают, имеют большую силу мышц кости, чем их сверстники 30-х годов прошлого векетя.

Масса тела современных детей также нарастает значительно быстрее, чем это может быть обусловлено увеличением длины тела. Считается, что это явление может быть связано, прежде всего, с изменениями качества пищи: она стала более калорийной и разнообразной как для беременных женщин, так и для самих детей.

Масса тела современных новорожденных, относительно сверстников 1940 года, увеличилось почти на 200 г, тогда как на 1 см прироста к вжины тела это увеличение должно составлять всего 6-7 г. Современные дети в возрасте 1 года на 1,5-2,0 кг тяжелее, чем их сверстники 50 лет назад. По данным ряда городов.

Европы, за последние 90-100 лет масса а 13-летних ребят выросла на 12 кг, а взрослых людей – в среднем на 9 кг. Безусловно, такое значительное увеличение массы тела людей может быть обусловлено не только акселерацией, но и увеличением количества и употребляемой пищи.

Результатом этого является распространение явлений ожирения среди современных людей, что особенно неблагоприятно для детей.

Ожирение способствует формированию значительных изменений обменных процессов в клетках, обуславливает является возникновение многих, связанных с этим, заболеваний: сахарного диабета, атеросклероза, гипертонии, отклонений в работе сердца и т д. Проблемы борьбы с ожирением детей очень актуальны для многих держа в миру: в. Европе насчитывается до 6% детей с ожирением, в. США – 10-40%, в Украине – до 8 — до 8 %.

Очень важное значение имеют явления акселерации при развитии и при созревании многих физиологических систем. Так, например, окостенение костей у современных детей завершается на 1-2 года раньше, чем у их х сверстников в 1940 году на эти же сроки сместилась и смена молочных зубов на постоянні.

Половое созревание у современных подростков также завершается на 2-3 года раньше, чем в начале прошлого века. Например, начало месячных у современных девушек регистрируется в 12,5-14 лет, тогда как в 19 940 р это происходило в 16-17 лет, к тому же в городских девушек половое созревание начинается на 2-3 года раньше, чем в сельскойих.

В современных женщин также на 7-8 лет увеличился детородный период (Так, если в 1940 году он длился до 43-44 лет, то теперь – до 48-50 лет).

Выделяется несколько гипотез акселерации, среди которых можно назвать, как указывалось выше: гелиогенну гипотезу (рост интенсивности солнечного излучения), гипотезу гетерозии (расширение границ в брачных отношений, изменило преемственность), гипотезу урбанизации (переход значительной части населения размещения в крупных городах), нутривну гипотезу (изменение состава пищи, ее витаминизацию) и и.

Наличие акселерации надо учитывать при составлении и совершенствовании учебных программ образования и физического воспитания детей разного возраста.

Как свидетельствуют. ММБезруких с соавт (2002);. ИММаруненко с соавт (2004) акселерация имеет временный характер и в филогенезе человечества может изменяться на противоположные процессы задержки развития, имеющая названий ву ретардация. Известно, например, что в древние и средние века человечество в основном имело небольшие размеры тела.

Примерно в 1J-V1 в нашей эры физические размеры людей приближались к современным. С VIII до X VI в имела место определенная стабильность и ретардация параметров развития, а с конца XIX в снова началась волна акселерации, подъем которой на сегодня (2006 год) практически прекратился, о чем свидетельствуют антро пометрични исследования последних 5-10 лет в.

России, странах. Европы и. Америки. Установлено также определенные территориальные и популяционные особенности процессов акселерации. Например, в южных странах (в. Япо нии,. Корее,. Китае и других) акселерация началась значительно позже, чем на западе и сейчас активно продолжается, а в некоторых странах. Южной.

Америки проявлений акселерации в XIX-XX вв вообще не наблюдалось спостерігалось.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/medecina/anatomiya_fiziologiya_ditey_z_osnovami_gigiyeni_ta_fizkulturi_-_antonik_vi/akseleratsiya_retardatsiya_rozvitku.htm

Акселерация и ретардация

Акселерация и ретардация развития детей

Колебания средних показателей физического развития детей и подростков связаны с процессом акселерации (от лат. acceleratio – ускорение). Этот термин, предложенный в 1935 г. немецким ученым Кохом, обозначает ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров.

В настоящее время термин “акселерация” употребляется в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют до 20% общего числа детей данного возраста.

Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, больший объем легких. У них быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15–17 годам).

К эпохальным (или долговременным – long-term trend) относят прослеживаемые на протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, формы черепа и массивности скелета.

Сюда включаются также колебания длины тела, изменение продолжительности жизни и др. Эти процессы носят, скорее, циклический, волнообразный характер.

Для объяснения процесса акселерации было предложено множество самых различных гипотез и теорий.

Основные теории объясняют причины акселерации влиянием солнечной и космической радиации, магнитного ноля Земли и созданных человеком машин, повышенной концентрации углекислого газа, связанной с ростом производства; пищевых факторов, содержанием в пище искусственных стимуляторов роста, используемых в сельском хозяйстве; повышенной информации, смешения популяций, урбанистического влияния, а также комплексного воздействия всех перечисленных факторов. Наиболее вероятной представляется гипотеза комплексного воздействия, где тесно переплетены циклические биологические изменения в популяции и воздействия социального порядка. Подтверждается это тем, что, по мнению большинства антропологов, в экономически развитых странах процесс акселерации завершается, в то время как в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки продолжает в определенной степени сохраняться ускоренное индивидуальное развитие детей. Материалы антропологических исследований свидетельствуют, что периоды замедления и ускорения развития наблюдались и в прежние времена, однако их интенсивность была меньше. По мнению ученых, увеличение длины тела человека не перейдет установившуюся на протяжении тысячелетий норму среднего роста, совместимую с гармоничным развитием частей тела, не ожидается и значительного снижения возраста полового созревания.

Процессы акселерации могут протекать как гармоничным, так и дисгармоничным образом. При дисгармоничном ускорении роста и развития часто наблюдаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы из-за отставания ее развития от темпа увеличения размеров тела.

У акселерированных детей в пред- и пубертатный периоды нередко отмечаются увеличение щитовидной железы, повышение адреналовой и снижение глюкокортикоидной функции надпочечников, что может приводить к адаптационным проблемам.

Значительное увеличение массы тела в ходе акселерации повышает вероятность развития гипертонической болезни.

По данным статистики, частым спутником акселерации оказывается повышение общей заболеваемости из-за недостаточного развития иммунитета, особенно острыми респираторными инфекциями, ангинами, тонзиллитами.

Особенности развития, при которых показатели роста и функциональной зрелости организма отстают от возрастной нормы, называют ретардацией.

Как и акселерация, ретардация может быть гармоничной – равномерное отставание всех параметров физического и нервно-психического развития – и неравномерной, дисгармоничной.

Если темпы роста разных систем организма сильно отличаются друг от друга (отход от широкой групповой нормы), нарушается согласованность регуляции и возникает угроза дисгармоничности всего дальнейшего развития.

Число ретардированных детей внутри возрастных групп также достигает 20%, и это особенно важно учитывать при решении проблем, связанных с готовностью к школьному обучению (см. Школьная зрелость). Определение школьной зрелости ребенка важно для определения оптимальных сроков поступления в школу, которые могут отличаться у детей с разной скоростью роста и развития.

Как отмечалось выше, для эпохальных изменений можно считать установленной цикличность, периодическую повторяемость определенных уровней развития.

Некоторые колебания обусловлены социальной зависимостью: периоды уменьшения средних показателей совпадают с годами экономического неблагополучия населения – военные и неурожайные годы; повышение показателей происходит в годы социально-экономического расцвета.

Однако цикличность изменений показателей роста и развития может проступать достаточно четко и в периоды социально-экономического благополучия.

Существует и половая предрасположенность к темпам созревания организма. Как правило, девочки растут и развиваются быстрее, чем мальчики. Во все возрастные периоды биологические характеристики у девочек несколько старше, чем у мальчиков того же возраста.

Так, новорожденные мальчики отстают по скелетной зрелости приблизительно на четыре недели, а в течение всего периода роста их костный возраст составляет 80% такового у девочек того же календарного возраста.

У девочек отмечается также более раннее (на два года) начало пубертатного периода.

По целому ряду физиологических параметров мальчики менее устойчивы к воздействиям внешней среды – они более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, они более активны и менее усидчивы, чаще страдают нарушениями обменных процессов (гипогликемия, диабет, различные ферментонатии).

В связи с высокой подвижностью у мальчиков чаще возникают травмы мозга, ведущие к неблагоприятным последствиям. Мелкие мышцы рук у мальчиков развиваются позднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при обучении рисованию и письму. У девочек раньше и быстрее развиваются познавательные способности.

Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции. Как правило, девочки более послушны, аккуратны, исполнительны, а мальчики часто требуют большего терпения и внимания.

Однако все это не свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях девочек – мальчики часто “обгоняют” девочек в дальнейшем обучении, успешно реализуют свои возможности в профессиональной деятельности.

Акселерацию и ретардацию можно рассматривать как отличие биологического возраста, в соответствии с которым протекают процессы развития, роста и старения организма, от календарного.

Ускорение развития организма при акселерации может быть обусловлено как генетически (ребенок рождается с потенциями активного роста и реализует их в период детства и юности), так и влиянием экзогенных факторов, что подтверждает роль внешней среды в акселерации развития. То же самое справедливо и для явления ретардации.

Тем самым подтверждается роль как экзогенных (средовые влияния), так и эндогенных (наследственность) факторов в индивидуальной траектории развития индивида.

Источник: https://studme.org/1951021726874/meditsina/akseleratsiya_retardatsiya

Мед-Центр Сердечко
Добавить комментарий